Исследования, проведенные американскими психологами, включали "розыгрыш" десяти сценариев общения изучаемых детей со взрослыми. Ребенку предлагалось оценить взрослых актеров, которые разыгрывали как позитивную, так и негативную роли. Выяснилось, что большую симпатию у детей вызывали те, кто добровольно действовал плохо, чем те, кто попадал в тяжелую ситуацию по вине обстоятельств.
Таким образом, считают американские ученые, подопытные дети продемонстрировали свою способность отличать удачливых людей от неудачников и показали, что неудачники вызывают у них наименьшую симпатию. Данные исследований и их анализ опубликован в журнале Psychological Science.
Результаты американских исследований, с одной стороны, вполне ожидаемые, с другой - вызывают вопросы. "По-видимому, дети, выросшие в обществе, ориентированном на успех, усваивают с раннего возраста вместе с нравственными нормами, понятиями хорошо-плохо и определённые социальные роли, отвечающие этим понятиям", - прокомментировала данные американских исследований нашему изданию детский психолог Елена Александрова.
"В обществе, где у взрослых "хорошо" скорее связано с понятием успеха, чем добра, у ребенка на раннем этапе развития формируются именно такие связи. Потому и не проявляют исследованные дети жалость, сострадание и сочувствие к потерпевшим", - полагает она.
Кроме того, данное исследование показывает реакцию детей на определенную модель поведения взрослых, что не всегда коррелирует с их взаимоотношениями со сверстниками. Можно предположить, что предпочтения ребенка основываются на уверенности взрослого в собственных силах и компетенции, что, вероятно, свидетельствует о возможной повышенной тревожности детей, поиске защиты. Конечно же, при проведении подобных исследований, дети безусловно примеряют на себя предлагаемые им социальные роли, что так же определяет их выбор.
Если говорить о популярности и непопулярности детей у своих сверстников, то результаты российских исследований показывают несколько другие причины, по которым дети выбирают, с кем дружить.
Исследования, которые приводит в своей статье зав. лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО, профессор Елена Смирнова, показали, что популярные и непопулярные дети практически не отличаются друг от друга по интеллекту, общительности и инициативности в игре. Скорее даже непопулярные дети чаще других были гиперактивны и стремились к руководству. Оказалось, что навязчивое стремление ребёнка к лидерству и руководству, желание командовать и навязывать свою волю далеко не всегда признаются и одобряются сверстниками.
Популярные дети по всем перечисленным показателям занимали весьма среднюю позицию. Наиболее существенные различия были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам.
Во-первых, предпочитаемые малыши, в отличие от непризнанных, практически никогда не были безразличны к деятельности сверстников, а наоборот проявляли интерес к их занятиям. При чём эта эмоциональная вовлечённость имела положительную окраску - они одобряли, поддерживали, хвалили других детей. Непопулярные дошкольники предпочитали осуждать действия сверстников ("у тебя ничего не получается", "ты только каляки умеешь рисовать") и навязывали свой замысел ("смотри, как надо делать правильно, рисуй как я").
Во-вторых, популярные дети умели сопереживать другим. Успехи сверстников не обижали их, напротив радовали, а промахи огорчали. Непопулярные дети оставались безразличными к оценке сверстника, или реагировали неадекватно - расстраивались из-за чужих успехов и радовались неудачам. Они не могли согласиться с высокой оценкой других малышей, находили у них недостатки и приводили в пример самих себя (" у него всё равно ничего не понятно, смотрите, у меня лучше"). Бывали случаи, когда чрезмерная похвала взрослого, адресованная кому-либо другому, доводила отвергаемого ребёнка до слёз. Осуждение и отрицательные оценки других вызывали у него активное согласие и нескрываемую радость.
В-третьих, все популярные дети, независимо от уровня общительности и инициативности, отвечали на просьбы сверстников, выслушивали их предложения, иногда поддерживали их и очень часто бескорыстно отдавали другим то, что было нужно им самим (игрушки, карандаши, сладости). Непопулярные малыши так не поступали никогда.
И, наконец, популярные дети, даже когда их обижали, предпочитали решать проблемы мирным путём, не обвиняя и не наказывая других. Непопулярные, как правило, решали конфликты агрессивными действиями и угрозами.
Психологические исследования показали, что наиболее важными качествами, отличающими популярных детей от непопулярных, являются не интеллект или творческие способности, не общительность и даже не организаторский талант, а, прежде всего, те качества, которые обычно называют нравственными: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность.
В основе этих качеств лежит личностное отношение к сверстнику, когда другой ребёнок является не средством самоутверждения или конкурентом, а самоценной и уникальной личностью, в которой продолжается собственное "Я" популярного малыша. Это "Я" не замкнуто в себе, не отгорожено психологическими защитами, а открыто для других и внутренне с ними связано. Поэтому дети легко уступают и помогают сверстникам, делятся с ними и не воспринимают чужие успехи как своё поражение. Такое отношение к другим людям складывается у некоторых малышей уже к концу дошкольного периода, и именно оно делает ребёнка популярным и предпочитаемым ровесниками.
Это совершенно не означает, что популярные дети не ссорятся, не обижаются, не соревнуются и не спорят. Однако, у них, в отличие от непопулярных ребят, это не является самоцелью. Защита, утверждение и признание своего "Я" не становится для них единственной жизненной задачей.
Возможно, со временем ситуация изменится, но сейчас можно констатировать, что в выборе предпочтительного партнера по общению дети обращают основное внимание на уважение к личности.