Американцы ожидают от этой конференции многого: они надеются, что выводы ее участников снизят ожесточенность дебатов вокруг "Большого Ближнего Востока" (ББВ) - инициативы, которую, как они рассчитывают, одобрят восемь ведущих промышленных стран на саммите "большой восьмерки" в Си-Айленде (штат Джорджия) в июне этого года.
"Ключевая задача" программы - развитие демократии в регионе
Программа "Большого Ближнего Востока" направлена на развитие демократии, достижение равноправия между мужчинами и женщинами, расширение доступа к получению образования и экономическую либерализацию региона.
"Помочь людям на Ближнем Востоке восполнить дефицит свободы - это, в конечном счете, ключевая задача в деле борьбы с терроризмом. Это великая стройка нашей эпохи, и это будет требовать решимости и ресурсов по меньшей мере от целого поколения", - заявил в январе в Давосе вице-президент США Дик Чейни.
Появление программы вызвало волну недоверия в арабских странах, которые усматривают в нем попытку американцев установить свою гегемонию в регионе и заставить всех забыть об их неспособности урегулировать израильско-палестинский конфликт. Однако политический подтекст утаить ни от кого невозможно.
"Этот проект является попыткой замаскировать нелегитимность войны в Ираке: американцы теперь призывают весь мир судить о конфликте исходя из искомого результата - демократии, - а не из его истинных мотивов. И они пытаются втянуть страны "большой восьмерки" в это предприятие", - считает Кловис Максуд, бывший посол Арабской Лиги в США, профессор Американского университета в Вашингтоне.
Однако мало кто сомневается в диагнозе: Ближний Восток отстал в своем развитии, что усугубляет его недуги - диктатуры, войны и терроризм. Вашингтон опирается на доклад, подготовленный под эгидой Программы развития ООН (ПРООН).
Из него следует, что совокупный валовой внутренний продукт 22 арабских стран не превышает ВВП Испании и что число подключений к интернету в расчете на одного жителя здесь меньше, чем в африканских странах. Поэтому в глобальном плане те цели, которые ставят американцы, трудно критиковать, а от предложения долгосрочного финансирования программ развития невозможно просто так отмахнуться.
В США программу сравнили с работой, проделанной со странами бывшего СССР
Однако американская администрация действует очень неуклюже. Сначала Джордж Буш изложил свой план перед "ястребами" из Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute).
Затем его советники сравнили программу с работой, проделанной в начале 1990-х годов со странами бывшего советского блока Конференцией по безопасности и сотрудничеству в Европе (КБСЕ). Параллель между исламом и коммунизмом - враждебной идеологией - не всем пришлась по вкусу.
На прошлой неделе заместитель госсекретаря США Марк Гроссман был командирован на Ближний Восток, чтобы заверить и тех, и других, что "навязано ничего не будет". Однако нашлись и недовольные. Европейцы толкают Вашингтон к тому, чтобы он позволил арабским странам взять инициативу в свои руки, а также усилить давление на Израиль (как в вопросе о защитном барьере, так и в вопросе о выводе поселений).
Лишь решительные действия по достижению мира между Израилем и палестинцами могут породить доверие к плану ББВ. Однако в год выборов Буш, который рассчитывает завоевать голоса американского еврейского электората, не склонен рисковать отношениями с еврейским государством.