"Я считаю, что единственным способом изменить ситуацию является опечатать неконтролируемую часть российско-украинской границы с государством-агрессором и обеспечить имплементацию минских соглашений", - сказал Петр Порошенко во время совместной пресс-конференции с президентом Европейского совета Дональдом Туском и президентом Европейской комиссии Жан-Клодом Юнкером по результатам ХХ саммита Украина - ЕС, состоявшегося в понедельник в Брюсселе. Слова украинского президента приводит "Интерфакс".
Глава государства также подчеркнул: "Кремль должен принять развертывание многонациональной миротворческой операции под руководством ООН на всей временно оккупированной территории Донбасса, включая границу с Россией".
Порошенко отметил, что высоко ценит недавние решения Европейского совета о продлении экономических и отраслевых санкций против России до 31 января 2019 года, а также "крымского" пакета санкций еще на один год.
"Несмотря на все поддельные подсчеты России, санкции заставляют Кремль платить огромную цену за свои международные преступления. И Кремль будет продолжать платить, пока не изменит свое поведение", - заключил Петр Порошенко.
Дискуссии вокруг "Северного потока"
Участники саммита высказались и по вопросу строительства газопровода из России в Европу. "Что касается "Северного потока - 2", то пока мало хорошего, к сожалению. Еврокомиссия добивается мандата, но, к сожалению, у нас до сих пор некоторые страны с совершенно разными мнениями", - сказал глава Евросовета Дональд Туск.
При этом сам Туск в очередной раз высказал мнение, что Евросоюз не заинтересован в строительстве этого газопровода. "Он противоречит нашим стратегическим интересам, безопасности, правилам ЕС", - добавил он.
"Северный поток - 2" предусматривает строительство и работу двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море в Германию. Этот проект после его полного введения в действие создаст все технические предпосылки для отказа от прокачки газа через Украину, если в этом возникнет необходимость, передает ТАСС.
Порошенко, отвечая на вопросы журналистов, в очередной раз заявил, что "Северный поток - 2" - "это не коммерческий, а геополитический проект", который направлен на то, чтобы "оставить Украину без доходов от транзита газа и взять от ЕС более 20 млрд долларов за строительство инфраструктуры, что сделает Европу более зависимой от России". "Мы пытаемся всеми инструментами остановить этот проект, не допустить зависимости ЕС от газа из РФ. Это в интересах Польши, балтийских и скандинавских стран, всего ЕС и мира", - считает Порошенко.
В итоговом заявлении саммита его участники также повторили стандартную формулировку, что ЕС подтверждает "роль Украины как стратегической страны для транзита газа, которая обеспечивает доступные, безопасные и надежные поставки газа в ЕС". В свою очередь, Евросоюз вновь заявил о своей готовности провести трехсторонние переговоры по газу с Россией для обсуждения будущего контракта по транзиту газа в ЕС, срок действия которого истекает в 2019 году.
Ранее Россия и Еврокомиссия подтвердили, что трехсторонняя министерская встреча по газу пройдет 17 июля в Берлине.
В целом по проблеме украинского транзита члены Еврокомиссии открыто говорят, что прекращение транзита газа через украинскую ГТС лишит Киев около 3 млрд долларов бюджетных поступлений в год и эти деньги предстоит компенсировать в виде новых субсидий из Брюсселя, поскольку альтернативного источника средств просто нет. Проблемой украинского транзита также очень обеспокоена и Словакия, которая является входной точкой для российского газа в ЕС через территорию Украины и потеряет свой кусок "транзитного пирога" в случае прекращения поставок по этому маршруту после 2019 года.
Замглавы Еврокомиссии по делам Энергосоюза, выходец из Словакии Марош Шефчович еще в 2017 году объявил о намерении поставить строительство "Северного потока - 2" под контроль Брюсселя, для чего в июне прошлого года внес на обсуждение в Совет ЕС проект мандата на межправительственные переговоры с Россией по строительству этого газопровода. Однако он столкнулся с оппозицией как со стороны наиболее активных сторонников этого проекта, в частности Германии, Италии, Австрии, так и со стороны его принципиальных противников: Польши, Словаки, стран Прибалтики, Швеции.
Первый лагерь считал и продолжает считать, что Еврокомиссия приписывает себе чрезмерные полномочия, вмешиваясь в коммерческий проект частных компаний, вторые отказали ЕК, опасаясь, что она пойдет на слишком большие уступки российской стороне и, подписав соглашение с Россией, исключит возможности претензий к этому проекту в будущем.
Россия, в свою очередь, отметила, что не видит необходимости в переговорах с Еврокомиссией по данному вопросу.