"Во французской газете грубо извращено то, что есть на самом деле. Начиная с первого ее абзаца, в котором написано, что Швейцария якобы когда-то расследовала дело о расхищении средств российской авиакомпании "Аэрофлот". Никакого расследования Швейцария никогда не проводила - ни в отношении "Аэрофлота", ни в отношении фирм Andava и Forus. Расследование проводится в одной стране - России и является чисто политическим", - заявил Березовский в интервью "Коммерсанту", опубликованному во вторник.
Французская газета Le Monde опубликовала в понедельник статью о том, что Франция, вслед за Швейцарией и Россией, начинает собственное расследование дела о расхищении средств российской авиакомпании "Аэрофлот". Правосудие интересуется тем, какую роль в нем сыграл российский бизнесмен Борис Березовский, в настоящее время пребывающий в Лондоне.
Фирма Forus, так же как и дочерняя фирма Andava, не относятся к числу неизвестных компаний. Созданные Березовским с 1993 по 1995 год, они оказались в центре расследований, начатых в Швейцарии и России, о нецелевом использовании многих миллионов долларов из фондов "Аэрофлота". Французские следователи полагают, что между приобретением недвижимости во Франции и денежными махинациями, вскрывшимися в Forus, может существовать прямая связь.
"Выход этой статьи - это продолжение политики тех кругов на Западе, которые не хотят, чтобы русский капитал стал полноправным участником рынка. Если при Ельцине власть отстаивала интересы русского бизнеса, при Путине власть потворствует тем на Западе, кто препятствует проникновению бизнеса, - заявляет Березовский "Коммерсанту". - Власть ставит под сомнение реформы и существующих собственников в России, как это произошло с ТВ-6, когда отобрали мою собственность. В свою очередь, Западу выгодно ставить под сомнение происхождение наших капиталов. Таким образом, собственники в России оказываются зажатыми между Западом и российскими властями".
Выход статьи во французской газете совпал с оглашением обвинительного заключения в Москве по делу "Аэрофлота".
Березовский, отвечая на вопрос "Газеты", о том, не связана ли публикация в Le Monde с судебным процессом по делу "Аэрофлота", сказал: "Мне настолько неинтересно гадать по поводу действий непредсказуемых людей, непредсказуемых не потому, что они имеют мысли, а потому, что у них мысли отсутствуют". Тем не менее, бизнесмен следит за этим делом хотя бы потому, что "Николай Глушков - мой ближайший друг. Да и другие фигуранты - добрые знакомые".
В Савеловском райсуде Москвы вчера было оглашено обвинительное заключение по делу бывших заместителей гендиректора "Аэрофлота" Николая Глушкова и Александра Красненкера, а также бывшего вице-президенту по финансам Лидии Крыжевской.
По мнению следствия, Глушков и Красненкер ввели в заблуждение тогдашнего гендиректора "Аэрофлота" Евгения Шапошникова, "убедив его в экономической целесообразности и необходимости концентрации свободных валютных ресурсов "Аэрофлота" в едином центре". Этим центром стала швейцарская фирма "Андава", одним из учредителей и основных акционеров которой был Глушков.
Весной 1996 года Глушков и Красненкер направили указания в зарубежные представительства авиакомпании, в которых предписывалось переводить 80% валютной выручки в "Андаву". В результате с 23 мая 1996 года по 20 ноября 1997 года через фирму "Андава" прошло более 252 млн. долларов из 77 зарубежных представительств "Аэрофлота". Часть средств, как утверждает Генпрокуратура, переводилась на личные счета господ Глушкова, Красненкера, Крыжевской в швейцарском банке Credit Suisse. Экс-менеджерам "Аэрофлота" инкриминируется мошенничество, отмывание денег и невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.
В Le Monde рассказали, что описанное в статье расследование началось еще в марте этого года, а выход упомянутой статьи одновременно с началом в Москве судебного процесса по делу "Аэрофлота" √ простая случайность: журналист, как только получил об этом информацию из прокуратуры, сразу поделился ею с читателями. В свою очередь, марсельский прокурор господин Бом заявил "Коммерсанту", что заведенное им уголовное дело "пока не касается лично господина Березовского". Да и вообще, по словам прокурора, о персоналиях в этом деле говорить рано: идет поиск доказательств, и расследование продвигается крайне медленно.
Между тем, в интервью "Газете", опубликованном во вторник, Березовский отметил, что все время находится в Лондоне. "Я обратился с просьбой дать мне резиденцию в Англии. Прошу не путать с гражданством. По английским законам, пока я не получу резиденции, я не имею права выезжать с территории Англии", - сообщил бизнесмен.