По данным The New York Times, исследования проводились в Медицинском центре Эразма (Роттердам) при финансировании американского Национального института здравоохранения. Экспериментируя на хорьках, организм которых реагирует на вирус гриппа максимально приближенно к человеческому, ученые пытались выяснить, как быстро вирус A(H5N1) может мутировать в форму, которая передается воздушно-капельным путем. Оказалось, что всего после пяти мутаций в геноме вирус начинает передаваться этим путем от хорька к хорьку, оставаясь столь же летальным, отмечает InoPressa.
Это научное открытие привело к беспрецедентным мерам. Национальный научный совет по биобезопасности при правительстве США обратился к ведущим научным журналам – Science и Nature - собирающимся опубликовать результаты исследования, с просьбой не разглашать подробности научной работы, дабы эта информация не могла быть использована террористами для создания смертельного вируса и запуска разрушительной пандемии.
Это распоряжение спровоцировало скандал. Однако вышеупомянутые издания выразили понимание озабоченности властей и заявили о готовности выполнить их просьбу. "Мы сомневаемся в целесообразности публикации любых сведений, касающихся подобных экспериментов, но, похоже, какая-то их часть все же будет опубликована", - делает вывод The New York Times.
Издание отмечает, что защитники роттердамского эксперимента отмечают два важных значения его для защиты здоровья во всем мире. Во-первых, по их словам, результаты исследования могут быть полезны при мониторинге образцов вируса, взятых у зараженных птиц и животных. Если при помощи генетического анализа где-то будет обнаружен вирус, которому для начала распространения воздушно-капельным путем нужны всего одна или две мутации, то чиновники от здравоохранения будут знать, что в данном районе необходимо принять решительные меры с целью ограничения контактов людей с зараженной птицей и увеличить поставки вакцин и лекарств.
Однако, то что в природе вирус будет мутировать так же, как в лаборатории, крайне маловероятно и даже практически невозможно, поэтому польза от поиска этих пяти мутаций представляется сомнительной, отмечает газета.
Второй предполагаемый позитивный результат эксперимента состоит в том, что искусственно созданный вирус может использоваться для определения того, насколько эффективны в борьбе с ним существующие антивирусные препараты и вакцины и - в том случае, если их эффективность недостаточна - для создания новых препаратов и вакцин, способных нейтрализовать вирус. Но генетические изменения, воздействующие на передаваемость, необязательно меняют свойства, которые делают вирус восприимчивым к лекарствам или антителам, создаваемым вакциной, так что данный подход может и не дать особо ценной новой информации, отмечают журналисты.
В Центре Эразма полагают, что данными о мутациях данного вируса должны располагать более 100 лабораторий и около тысячи ученых в мире. Однако, по мнению газеты, эти исследования "вообще не следовало проводить", так как потенциальная польза от них невелика, а потенциальный ущерб - просто катастрофический. Кроме того, такая огласка будет слишком широкой и чревата утечкой информации, полагает газета.
Издание призывает уничтожить новый вирус. В крайнем случае, считает оно, его следует хранить лишь в нескольких лабораториях, соответствующих четвертому - наивысшему - уровню биологической безопасности. Именно в таких условиях Соединенные Штаты и Россия хранят образцы вируса оспы.
В будущем же крайне важно, чтобы любые подобные эксперименты строго оценивались с точки зрения потенциальной опасности, как международными организациями, так и правительствами стран до того, как они будут предприняты, а не постфактум, как это происходит в этом случае, отмечает газета.