Уже накануне предстоящая встреча лидеров двух государств стала главной темой азербайджанских СМИ. Рано утром почти все бакинские газеты вышли с одинаковым заголовком: "Знаковое событие января 2001 года". Как говорят в аппарате Гейдара Алиева, готовились к нему давно.
И в в самом деле, подготовка к встрече российского президента чувствовалось во всем. В центральном парке торопились закончить работы по установке нового памятника Александру Пушкину, который, правда, еще не привезли из Москвы, но уже объявили, что его открытие состоится именно сегодня.
Большинство азербайджанцев уверено, что главной темой переговоров Путина и Алиева должен стать Карабах. Об этой проблеме здесь никогда не забывали. Но наиболее остро вопрос встал после того, как Россия перевела туда часть военного контингента из Грузии.
Как ожидается, за два дня пребывания Владимира Путина в республике будет подписано не менее 8 документов. В том числе и тот, что касается еще одной важной проблемы ≈ каспийской нефти. Видимо, неслучайно именно на здании государственной нефтяной компании сегодня можно увидеть единственный в городе многометровый портрет президента России. Накануне к этому зданию съехались лимузины, доставившие руководство на совещание, посвященное приезду российского президента.
Валех Аликсеров ≈ один из тех, кого в государственной нефтяной компании называют главным идеологом. По его словам, с Путиным нужно решить вопрос об участии России, которая представлена здесь пока только "ЛУКойлом", в добыче каспийской нефти. По всей видимости, зайдет разговор и о трубопроводе ≈ не очень приятный. Ведь в Азербайджане о новом маршруте транспортировки Баку-Джейхан, в обход России, уже говорят как о факте свершившемся.
По словам Валеха Алискерова, "самая большая ошибка, которая допускается при обсуждении этих проектов, - это вопрос, выгодно это России или невыгодно. Но никто не спрашивает, выгодно или невыгодно это Азербайджану". По его мнению, Азербайджан должен исходить прежде всего из своих конкретных экономических интересов.
Известно, что в планах двух президентов ≈ подписание документа о статусе Каспийского моря. Однако пока не ясно, состоится ли разговор, к которому накануне готовил здесь почву министр обороны Сергеев, -относительно Габалинской радиолокационной станции, чрезвычайно значимой для национальной безопасности России. Эта военная база, следящая за ракетоопасным направлением к юго-востоку от Кавказа, после распада Союза оказалась за российской границей. Баку не раз предъявлял на нее свои права, угрожая даже передать ее своим новым союзникам. Вопрос пока не решен.
Возможно, многое из того, что не значится в официальной программе, Владимир Путин и Гейдар Алиев обсудят поздно вечером в загородной резиденции азербайджанского президента.