Журналистка попросила Кирби прокомментировать заявление Эрдогана, однако представитель ведомства ушел от ответа, заявив, что Вашингтон в настоящее время взаимодействует с обеими сторонами. "И вопросов быть не может. С Турцией мы партнеры. Мы союзники с Турцией и будем ими оставаться. Никаких вопросов здесь нет", - заявил Кирби.
Ответ представителя Госдепа оказался неубедительным, отмечает телеканал, и журналистка RT решила уточнить, как могло получиться, что Вашингтон взаимодействует и с Анкарой, и с представителями курдов, которых Турция считает террористами. "Как вы управляетесь с ситуацией, в которой один ваш союзник называет террористом другого вашего союзника?" - адресовала Чичакян вопрос представителю американского дипломатического ведомства.
По мнению представителя Госдепа, в этой ситуации нет ничего сложного, так как США не считают партию сирийских курдов террористами, а как раз наоборот - уверены, что ее члены являются "эффективными бойцами с "Исламским государством" (ИГ, ДАИШ, организация запрещена в РФ) или внутри Сирии". На уточняющий вопрос, кто же более эффективен в борьбе против ИГ - Турция или курды, Кирби вновь ответил уклончиво, заявив, что "каждый по-своему полезен".
Дипломата также попросили прокомментировать ситуацию, когда вооружения, которые предоставляются членам курдской партии, попадают в руки террористов и используются против турецких военных. На это представитель Госдепа смог лишь ответить, что Вашингтону известно о таких сообщениях и "за ситуацией ведется пристальное наблюдение".
В воскресенье, 7 февраля, Эрдоган призвал США выбрать между поддержкой Турции и сирийских курдов: обе силы борются с террористами "Исламского государства", но при этом Турция считает курдские военные формирования экстремистскими.
Эрдоган констатировал снижение доверия между Анкарой и Вашингтоном из-за поддержки им сирийских курдов. Глава государства раскритиковал состоявшийся 10 дней назад визит спецпосланника президента США Бретта Макгурка в город Кобани, находящийся под контролем партии сирийских курдов "Демократический союз" (ДС). Курды отбили город, долгое время находившийся под контролем ИГ. По данным СМИ, американский представитель заверил курдов в том, что их интересы будут учтены и что они фактически являются частью процесса политического урегулирования в Сирии.
"Смотрите, один из представителей сферы национальной безопасности из круга Обамы во время сирийских переговоров в Женеве встает и едет в Кобани. И там от так называемого генерала получает памятную табличку. Как мы можем вам доверять? Я ваш партнер или террористы в Кобани?" - цитирует Эрдогана ТАСС.
Президент Турции подчеркнул, что для республики "ДС - это террористическая организация". "Это касается и "Сил народной самообороны" (боевое крыло ДС). Рабочая партия Курдистана и ДС - одно и то же. Мы об этом будем говорить в международных организациях. Мы понесем потери, если не поднимаем этот вопрос", - сказал он.
Ранее турецкие власти решительно выступили против участия "Сил народной самообороны" курдов в межсирийских переговорах в Женеве под эгидой ООН, пригрозив, что будут бойкотировать встречу.
В то же время, по мнению Эрдогана, Вашингтон "начал смягчать позицию" по вопросу создания зоны безопасности на севере Сирии. По его словам, "США начали верить" в этот проект. Президент также отметил, что Турция готова заниматься созданием зоны безопасности и бесполетной зоны не только на 98-километровом участке между городами Азез и Джараблус, но и в регионе большей протяженности.
"Я говорил Обаме, что мы можем увеличить эту зону. С помощью стран-доноров мы можем построить внутри Сирии новый город", - отметил глава государства.
Эрдоган также намекнул, что Турция может принять участие в наземной операции в Сирии. Он, в частности, заявил, что Турция не должна повторять ошибку, которую она допустила, отказавшись от операции по свержению режима Саддама Хуссейна.
Руководимая США международная коалиция против ИГ активно сотрудничает с курдами, в то время как Анкара причисляет их к террористам наряду с Рабочей партией Курдистана (РПК). Помимо этих сил, на севере Сирии правительственные войска ведут бои с ИГ за контроль над Алеппо - крупнейшим городом региона.
В 2015 году Турция впервые применила военную силу против курдов с весны 2013 года, когда был объявлен мораторий на военные действия между Турцией и курдскими повстанцами, напоминают представители СМИ. Турция атаковала лагеря курдских боевиков в Ираке и позиции курдского ополчения в Сирии после взрыва в турецком городе Суруч рядом с сирийской границей, в результате которого погибли 32 человека.
Рабочая партия Курдистана ответила на это подрывом турецкой военной колонны. С тех пор на юго-востоке Турции продолжаются столкновения, которые называют самыми интенсивными с начала курдского восстания 30 лет назад.
Напомним, 21 декабря лидер Иракского Курдистана Масуд Барзани дал поручение своей партии готовиться к референдуму о независимости автономного региона. Барзани собрал членов возглавляемой им Демократической партии Курдистана и объявил о начале переговоров с другими региональными партиями по поводу проведения референдума о независимости автономного края.
Иракский Курдистан - государственное образование в составе Ирака. Согласно новой конституции Ирака, оно обладает статусом широкой автономии. В настоящее время Курдистан имеет, кроме парламента и правительства, собственные вооруженные формирования пешмерга - в составе до 80 тысяч человек, - собственную службу безопасности, организованную при помощи израильских инструкторов, несколько спутниковых каналов, четыре университета. Масуд Барзани был провозглашен президентом Иракского Курдистана 12 июня 2005 года.
Напомним, город Киркук, входящий в спорные территории, в июне 2014 года был захвачен террористами "Исламского государства". Однако курдские военные формирования отвоевали город, фактически взяв Киркук под контроль Иракского Курдистана.
Как известно, власти Турции находятся в стадии острого противостояния с бойцами Рабочей партии Курдистана, борющейся за создание курдской aвтономии. Базы РПК располагаются в Иракском Курдистане. В конце июля прошлого года РПК заявляла о невозможности дальнейшего перемирия с Турцией, результатом чего стали бомбардировки турецкими ВВС территории Ирака - как позиций ИГ, так и мест дислокации курдов.