Когда 4 января Шарон пережил тяжелый инсульт, журналисты устроили целый лагерь около госпиталя "Адаса Эйн-Керем" на окраинах Иерусалима, заполонив весь двор и сообщая о каждом движении глаз и рук пережившего обширное кровоизлияние в мозг лидера. Но Шарон так и не очнулся, и СМИ отступили - сейчас около больницы никого из журналистов нет.
Хотя в отделении интенсивной терапии действует жесткий режим безопасности, единственный видимый признак которого - это вооруженный полицейский в кипе, сидящий у двери, и пара видеокамер наблюдения на стене. "В это невозможно поверить, - заметил один чиновник, попивая лимонад в кафетерии. - Он был премьер-министром. Без его участия не делалось ничего. С ним было связано все, и вдруг, - чиновник щелкает пальцами, - он исчез".
Ближний Восток, как и журналисты, продолжает жить своей жизнью. По мнению британской газеты, Шарон был бы шокирован, если бы каким-то чудом очнулся сейчас: исламская радикальная группировка "Хамас" победила на палестинских парламентских выборах, столкнув израильско-палестинские отношения в неисследованные воды, а Иран напрашивается на прямую конфронтацию с Западом из-за неуемного стремления заполучить ядерные технологии.
"Израильское общество обладает примечательной способностью переживать потери, - заявил Даниэль Бен-Симон, обозреватель ежедневной газеты Ha'aretz. - Израильтяне скорбели по Шарону неделю. Они говорили "спасибо" и клялись хранить его наследие. Шарон оставил завещание, и это завещание - "Кадима". Люди поддерживают ее, чтобы показать свое уважение к Шарону".
По единодушному мнению, наследник Шарона - и.о. премьер-министра Эхуд Ольмерт совершил правильный поступок, решив вести "Кадиму" на выборы 28 марта без основателя партии, но не проявляя неподобающей суеты. На прошлой неделе "Кадима" убрала имя Шарона с предвыборных постеров около штаб-квартиры партии, заменив слова "Вперед, Шарон" на "Вперед, Израиль". Однако гигантский портрет Шарона до сих пор висит на крыше здания, отмечает The Times (полный текст на сайте Inopressa.ru).
По израильским законам Ольмерт не может стать премьер-министром, пока врачи не объявят, что Шарон не в состоянии вернуться к своим обязанностям, а они такого заявления еще не сделали. "Я каждое утро молюсь, чтобы Шарон очнулся и вернулся к нам", - заявил Ольмерт на этой неделе.
Однако сейчас большинство израильтян полагает, что шансы на выздоровление 77-летнего премьер-министра невелики. Ольмерт позволил израильтянам постепенно прийти к этому осознанию после того, как сначала его сфотографировали в кабинете рядом с пустым креслом. Затем Ольмерт начал вносить в политику собственный почерк, отправив войска на эвакуацию незаконного поселения и рассуждая о дальнейшем выводе сил с Западного берега.
"Ольмерту на руку не объявлять, что Шарон вне игры. Это позволяет ему проявлять чувствительность, в то же время получая пользу от наследия Шарона, - заявил политолог Ярив Бен-Элиезер. - Постепенно Ольмерт доказывает, что он может занять его место. Состояние Шарона также нейтрализует оппонентов. Он стал мучеником, которого они не могут тронуть".
Как уходили другие лидеры
Испанский диктатор генерал Франко скончался 20 ноября 1975 года - в тот же день, когда и Хосе Антонио Примо де Ривера, основатель фашисткой партии Falange Espanola. Предполагается, что врачам приказали поддерживать жизнь Франко искусственными средствами вплоть до этой даты. Историк Риккардо де ла Сьерва утверждает, что о смерти Франко ему сообщили 19-го ноября.
Несмотря на кончину в 1994 году, Ким Ир Сен остается "Вечным Лидером" Северной Кореи. Его сын и наследник Ким Чен Ир получил принадлежавший отцу титул главы корейской Рабочей партии только в 1997 году.
Мао Цзэдун на протяжении нескольких лет страдал от серьезных проблем со здоровьем и отошел от серьезной правительственной деятельности, сохраняя, однако, за собой пост лидера Китая вплоть до своей смерти в 1976 году.
О болезни Ясира Арафата, президента палестинской национальной администрации, впервые сообщили 25 октября 2004 года, после того как его вырвало во время заседания. О его смерти было объявлено 11 ноября 2005 года, через восемь дней пребывания в коме.
В январе 1980 года Иосипа Броз Тито, президента Югославии, положили в клинику в Любляне в Словении с проблемами кровообращения, которые привели к ампутации левой ноги. Он умер в мае, за три дня до 88-летия.