"Доклад генерального инспектора теперь ясно демонстрирует, что ФБР начало глубокое расследование американской президентской избирательной кампании, исходя из практически ни на чем не базирующихся подозрений, которые, на мой взгляд, являлись недостаточными для того, чтобы оправдать сделанные шаги", - заявил Уильям Барр.
По его словам, "ясно, что информация, которую [сотрудники ФБР] получали с самого начала расследования, была последовательно оправдывающей [тех лиц, на которых падали подозрения]". "Тем не менее расследование и слежку проталкивали и дальше на протяжении всей [избирательной] кампании и значительного времени уже после [победы республиканца на выборах в ноябре 2016 года] и формирования администрации президента Трампа", - говорится в заявлении Барра.
По мнению генпрокурора, сотрудники ФБР "вводили в заблуждение" специальный американский суд, рассматривающий в закрытом режиме запросы на выдачи ордеров на электронную слежку за предполагаемыми представителями иностранных спецслужб. При этом ФБР не передавало данной судебной инстанции сведения, указывавшие на невиновность тех, за кем велась слежка, и "подавляло или игнорировало информацию, сводившую на нет надежность" своего "главного источника", отмечает министр. Как он в связи с этим указывает, Хоровитц пришел к выводу о том, что "объяснения этих действий были неудовлетворительными", передает ТАСС.
"Большинство эпизодов ненадлежащего исполнения должностных полномочий, обнаруженных генеральным инспектором, было совершено в 2016-2017 годах небольшой группой сотрудников ФБР, которые больше не работают в этом ведомстве. Однако <...> неправильные исполнения служебных полномочий, о которых детально рассказывается в отчете генерального инспектора, отражают явное злоупотребление процессом применения [американского] Закона о наблюдении за иностранной разведкой", - подытоживает Барр. На основании этого закона упомянутый суд выдает американским спецслужбам ордера на слежку за теми, кого Вашингтон подозревает в работе на иностранные спецслужбы.
В Минюсте также решили, что ФБР начало расследование на предмет связей избирательного штаба Трампа с Россией 31 июля 2016 года после получения несколькими днями ранее сигнала от "дружественного иностранного правительства" (ДИП). Об этом также говорится в опубликованном в понедельник докладе Майкла Хоровитца.
"В мае 2016 года во время встречи с ДИП занимавший на тот момент пост советника Трампа по вопросам внешней политики Джордж Пападопулос "высказал предположение, что команда Трампа получила от России некое предложение, что она во время предвыборной кампании может помочь с анонимной публикацией информации, которая дискредитирует [бывшего госсекретаря Хиллари] Клинтон (и президента [Барака] Обаму)", - отметил Хоровитц.
ФБР утверждало, что "данное расследование проводится с целью определить, были ли лица, связанные с предвыборной кампанией Трампа, осведомлены и/или координировали ли они свою деятельность с правительством России", говорится в докладе генинспектора. Он подчеркнул, что не обнаружил сведений о том, что бюро опиралось на какую-либо другую информацию в качестве причины начать расследование.
В рамках данного дела по подозрению в связях с Россией проходили четыре связанных с Трампом человека: ставший уже после инаугурации экс-помощник президента по национальной безопасности Майкл Флинн, экс-руководитель избирательного штаба Пол Манафорт, советники Трампа по предвыборному штабу Картер Пейджа и Пападопулос.
Под ДИП Хоровитц подразумевает бывшего верховного комиссара Австралии в Лондоне Александра Даунера, чей доклад в ФБР стал главной причиной начала расследования. По данным экс-спецпрокурора США Роберта Мюллера, австралийский дипломат сообщил ФБР о встречах Пападопулоса с профессором Лондонской академии дипломатии Джозефом Мифсадом и гражданкой РФ, которые якобы поддерживали связи с российским руководством. Именно Мифсад, по сведениям Мюллера, сообщил Пападопулосу о якобы имевшемся у россиян компромате на Клинтон, которая была соперницей Трампа на президентских выборах 2016 года.
Трамп и представители его администрации неоднократно обвиняли сотрудников правоохранительных органов в том, что те вели слежку за предвыборным штабом республиканца. Обстоятельства начала этой слежки стали предметом как минимум трех отдельных разбирательств Минюста США, которое одновременно выполняет функции генеральной прокуратуры.