Если все пойдет, как задумал мэр, то Москва, как отмечают столичные власти, даже сможет решить одну из "насущных проблем человечества" - проблему дефицита воды в засушливых регионах, например на юге России и в Центральной Азии.
Между тем, сообщает издание, для того чтобы изменить направление течения полноводной реки Обь, нужно, построить несколько насосных станций и вырыть 2550-километровый канал глубиной в 16 и шириной в 200 метров. В результате, как написал Лужков Путину, из Оби ежегодно можно черпать 27,2 млрд литров воды - до 7% ее общего объема. На драгоценную влагу уже имеются покупатели: наряду с регионами юга России это бывшие советские республики Узбекистан и Туркмения и, возможно, даже Афганистан.
Поскольку запасы воды постоянно сокращаются и, как утверждает Лужков, скоро она будет продаваться "в объемах, сравнимых с нефтью", затраты на строительство скоро окупятся, предрекает мэр. Данный проект должны реализовывать Министерство природных ресурсов и город Москва - ведь столица имеет опыт строительства каналов.
Путин подхватил предложение, пишет газета, и передал его для изучения в правительство. Российские защитники окружающей среды забили в колокола. Дело в том, напоминает Frankfurter Rundschau, что Лужков реанимирует один из самых одиозных проектов в советской истории. В 1933 году на конференции Академии наук было предложено изменить направление течения Печеры и Северной Двины, а также организовать забор воды из трех водохранилищ на Волге. Но этим дело не закончилось. В 1961 году партийный лидер Никита Хрущев рекомендовал Центральному комитету КПСС реанимировать старый план и связать каналами с Северным Ледовитым океаном Каспийское и Аральское моря.
С тех пор примерно 120 советских институтов занимались разработкой конкретных планов строительства. Самым сенсационным из них был поворот Оби. Правда, в конце 70-х годов еще не было окончательного решения Кремля, но последователи этого проекта уже начали строительство первой дамбы и домов для рабочих. Однако в течение следующих лет из-за возможных катастрофических последствий для окружающей среды сформировалась оппозиция из ученых, писателей, журналистов.
Успеху протестного движения, сообщает издание, способствовала катастрофа: после аварии на атомной электростанции в Чернобыле в апреле 1986 года крупные проекты с угрозой экологических последствий на некоторое время утратили всяческие шансы. 14 августа 1986 года были остановлены все планы по переброске рек.
То, что теперь Лужков их возрождает, не связано с дефицитом воды, считают защитники окружающей среды. Иван Блоков из российского отделения Greenpeace говорит: "В России строительство дамб, мостов и каналов - это всегда хороший способ украсть много денег. Поскольку строительство предложенного Лужковым канала стоило бы, по меньшей мере, нескольких десятков миллиардов евро, то здесь можно "перебросить" достаточно много".