Авторы работы изучили 15 картин из коллекции Калифорнийского университета Беркли - 11 погребальных портретов и четыре живописных фрагмента. Использовались такие методы исследования, как рентгеновская люминесценция, рентгеновская дифракция и сканирующая электронная микроскопия.
Исследование показало, что в четырех портретах и одном фрагменте было использовано необычное количество голубого пигмента, известного как египетская синь. Таким образом, ученые подтвердили различие между визуальным восприятием и физической природой этих произведений.
Как выяснилось, древние живописцы использовали египетскую синь для набросков и в качестве тонирующего пигмента в смеси с другими красками, чтобы расширить палитру оттенков. В частности, пигмент использовался для тонирования белых одежд на сером фоне.
Необычность такого применения пигмента состоит в том, что для набросков можно использовать гораздо более дешевыми средствами, например, углем или мелом. То, что в этих целях использовалась египетская синь, предполагает, что во времена Римского Египта пигмент был настолько широко доступен, что мог служить заменой углю и мелу.
В доэллинистическом периоде синий пигмент широко использовался по всему Средиземноморью, в том числе во фресках, в храмовой росписи, керамике и при создании погребальных масок. Однако греческая живопись избегала этот цвет и признавала четыре основных пигмента - желтый, белый, черный и красный.
Фаюмские портреты, получившие название по месту крупной находки в Фаюмском оазисе, - элемент египетской погребальной традиции. Под греко-римским влиянием погребальные портреты заменили собой привычные погребальные маски на мумии. Это лучшие сохранившиеся образцы античной живописи.
Всего существует около 900 портретов, крупные коллекции имеются в Британском музее, Лувре, нью-йоркском музее Метрополитен и в ГМИИ имени Пушкина в Москве.