Маршал польского Сейма (нижняя палата парламента) Бронислав Коморовский подготовил проект резолюции в связи с 70-й годовщиной ввода на территорию Польшу советских войск
pl.wikipedia.org
Маршал польского Сейма (нижняя палата парламента) Бронислав Коморовский подготовил проект резолюции в связи с 70-й годовщиной ввода на территорию Польшу советских войск. Документ будет предложен на рассмотрение депутата на ближайшем заседании, которое состоится уже завтра, в среду. Проект Коморовского станет альтернативой жесткому тексту, предложенному оппозиционной партией "Право и справедливость", возглавляемой братьями Качиньскими.

Напомним, в проекте Качиньских утверждается, что фашизм и коммунизм и их лидеры привели к развязыванию Второй мировой войны: "Красная армия принесла на польские земли смерть и пожары. Обычным явлением были геноцид, убийства, насилия, грабежи и другие притеснения". В тексте упомянуты расстрел польских офицеров в Катыни и процесс против 16 руководителей подпольного польского государства в 1945 году. Кроме того, резолюция обвиняет СССР в разжигании ненависти между народами, приведшей к трагическим последствиям.

- Президент Польши признал "ошибкой и грехом" раздел Чехословакии в 1938 году
- Путин договорился с Туском оставить Вторую мировую историкам
- Ранее в России выставили Польшу косвенным виновником начала Второй мировой
- Парламентская ассамблея ОБСЕ в резолюции уравняла СССР и фашистскую Германию
- Справка

Коморовский был избран спикером Сейма от правящей в Польше партии Дональда Туска "Гражданская платформа". Эта партия хочет торпедировать принятие текста в редакции партии братьев Качиньских, для чего и был подготовлен альтернативный документ. Проект Коморовского осуждает "все попытки фальсификации истории" и напоминает, что 17 сентября 1939 года советские войска "без объявления войны пересекли границы республики, нарушая ее суверенитет и ломая принципы международного права". В 1939 году основой для вторжения Красной армии в Польшу стал пакт Риббентропа-Молотова, в наши дни парламент исходит из того, что "польско-российское примирение требует уважения исторической правды. Нельзя ее замалчивать или манипулировать ею", пишет во вторник газета "Время новостей".

Комментируя проект резолюции Качиньских, вице-спикер Сейма от правящей "Гражданской платформы" Стефан Неселовский заявил, что "это провокационный, глупый и неправдивый текст, который нанесет Польше вред в то время, когда правительство улучшает польско-российские отношения". Во времена социалистической Польши Неселовский был политзаключенным, и его трудно заподозрить в просоветских симпатиях, отмечает газета. "Неправда, будто Советы породили национальную рознь. Это сделала фашистская Германия", - заявил депутат. По его мнению, нужды в такой резолюции нет, поскольку Сейм на прошлом заседании уже почтил память всех жертв Второй мировой войны.

Руководитель парламентской фракции "Гражданской платформы" Збигнев Хлебовский не исключил принятия сеймом резолюции с осуждением действий СССР, подчеркнув, что "и речи нет, чтобы она прошла в предлагаемой "Правом и справедливостью" форме. Она несет отпечаток злости и агрессии", а "большая часть документа - это язык конфронтации с Россией".

Охватившая страны волна исторических споров поднялась накануне состоявшейся 1 сентября в память о 70-летии начала Второй мировой войны на польском полуострове Вестерплатте международной церемонии, в которой принял участие российский премьер Владимир Путин.

Польские СМИ считают, что президент Лех Качиньский намерен использовать память о прошлом для собственной "сентябрьской кампании". В пятницу он открыл семинар историков, социологов и журналистов под названием "Годовщины в польской политике памяти". Президент особо подчеркнул, что "является сторонником активной исторической политики, которая служит изменению сознания народа". Глава государства намерен весь месяц ездить по стране и представлять польскую версию истории. Даже на празднике урожая в Ченстохове в минувшее воскресенье он не преминул напомнить о "суровой правде истории", о которой приходится говорить постоянно.

Накануне в интервью польскому радио президент Польши даже не исключил новой войны в Европе: "Мы сегодня живем в абсолютно другой Европе, но это не означает, что повторение прошлого невозможно. Оно будет иным - не представляю себе тоталитаризма в Европе в ближайшее время. Сомневаюсь, что в Европе может вспыхнуть война, хотя этого не исключаю. Но это не означает, что некоторые государства не могут быть подвержены влиянию других стран и что интересы других государств могут быть и вовсе проигнорированы". Пан Качиньский подчеркнул, что СССР, введя свои войска в Польшу 17 сентября 1939 года, обеспечил Гитлеру гарантии, что германскому рейху не придется воевать на два фронта.

17 сентября текущего года Лех Качиньский намерен принять участие в посвященных этой дате мероприятиях в Варшаве. Ради этого он решил отправить вместо себя в Брюссель на саммит Евросоюза премьер-министра Дональда Туска. Этот форум будет в тот же день вырабатывать общие позиции ЕС к встрече "большой двадцатки" в американском Питсбурге, которая состоится неделю спустя.

Правда, в Польше тут же вспомнили, что президент Качиньский суеверен по отношению к числу "17" и как огня боится в этот день принимать решения и подписывать документы. Еженедельник "Впрост" рассказал об анекдотической ситуации во время визита польского президента в Сербию. Когда политик узнал, что ему опрометчиво забронировали президентские апартаменты под номером 317, то попросил другой номер. Но оказалось, что апартаменты расположены один над другим на разных этажах и поэтому все имеют в своем номере число 17. Тогда Качиньский обменял свои апартаменты на стандартный номер, предназначенный министру из его канцелярии Малгожате Бохенек.

Справка

1 сентября 1939 года Германия оккупировала Польшу, а 17 сентября 1939 года Красная армии вторглась в Польшу с востока, после чего СССР включил в свой состав ранее управляемые Польшей западные области Украины и Белоруссии, а впоследствии и страны восточного региона Балтийского моря.

Это было предусмотрено рассекреченным недавно дополнительным протоколом о пределах сферы немецких интересов в Восточной Европе на случай "территориально-политического переустройства", прилагавшемся к пакту к пакту Молотова-Риббентропа.

По данным историков, 20 августа 1939 года Гитлер, уже назначивший нападение на Польшу на 1 сентября, послал Сталину телеграмму, в которой настаивал на скорейшем заключении договора и дополнительного протокола. По договору, подписанному 23 августа 1939 года, стороны обязались все споры и конфликты между собой "разрешать исключительно мирным путем в порядке дружеского обмена мнениями".

Во второй статье договора говорилось, что "в случае, если одна из договаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая договаривающаяся сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу".

Договор имел "секретный дополнительный протокол" о разграничении "сфер влияния" в Восточной и Юго-Восточной Европе. Предусматривалось, что в случае войны Германии с Польшей немецкие войска могут продвинуться до так называемой "линии Керзона", остальная часть Польши, а также Финляндия, Эстония, Латвия и Бессарабия признавались "сферой влияния" СССР. А судьба Польши будет решена "в порядке дружественного обоюдного согласия".

Договор был ратифицирован Верховным Советом СССР через неделю после его подписания, причем от депутатов было скрыто наличие "секретного дополнительного протокола". На другой день после ратификации договора 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу.

СССР должен был в соответствии с договоренностями также ввести свои войска в Польшу, однако Молотов попросил небольшой отсрочки, заявив послу Германии в СССР Шуленбургу, что вследствие того, что Польша разваливается на куски, Советский Союз должен прийти на помощь украинцам и белорусам, которым "угрожает" Германия, что позволяло Советскому Союзу не выглядеть агрессором.

17 сентября 1939 года польскую границу пересекли части Красной Армии, и, таким образом, СССР по существу вступил во Вторую мировую войну в 1939 году, а не в 1941-м, как это всегда подчеркивал Сталин. Польша временно перестала существовать как государство, а у Германии и СССР появилась общая граница, и вопрос о нападении одного из партнеров по договору на другого стал вопросом времени.