Российско-эстонский договор о государственной границе был подписан 18 мая во время визита в Москву министра иностранных дел Эстонии Урмаса Паэта. Согласно подписанным документам, стороны уступают друг другу по 128,6 гектара суши и по 11,4 кв. километра поверхности озер. Этот обмен учитывает пожелания обеих сторон.
Официальный Таллин неоднократно заявлял, что договор будет вынесен на утверждение парламента без каких-либо дополнительных деклараций и заявлений с эстонской стороны. Однако накануне парламентская комиссия по международным делам решила дополнить текст этого законопроекта упоминанием о Тартуском мирном договоре 1920 года, передает ИТАР-ТАСС.
Такое упоминание, по словам председателя комиссии Энна Ээсмаа, должно послужить доказательством того, что нынешняя Эстония ведет отсчет своей государственности от республики, провозглашенной в 1918 году и впервые официально признанной в 1920 году.
Это решение комиссии приветствовала находящаяся в оппозиции национал-радикальная партия "Исамаалийт" (Союз Отечества). "Включение в законопроект упоминания о Тартуском мирном договоре, как о действующем акте, является минимально необходимым шагом в защиту принципа правопреемственности Эстонской Республики", - считает лидер фракции "отечественников" Андрес Херкель.
Фракция "Исамаалийт", сказал Андрес Херкель, намерена дополнить законопроект еще одной поправкой - о том, что "Эстония в 1940-1991 годах была противоправно оккупирована и аннексирована". Однако внести ее она сможет только в процессе второго чтения, которое состоится на будущей неделе. Согласно закону, решение о ратификации должны поддержать не менее двух третей депутатов эстонского парламента.
Как сообщалось, эстонский парламент может принять пояснительную декларацию к договору о границе с Россией, аналогичную той, что выдвинула Латвия, заявил председатель комитета по иностранным делам парламента Эстонии Энн Ээсмаа. Депутат высказал мнение, что "на ратификацию не потребуется много времени". "Дебаты обязательно будут. В сейме Литвы для ратификации аналогичного документа потребовалось около двух месяцев", - напомнил Ээсмаа.
Договор вступит в силу через 30 дней после того, как Россия и Эстония обменяются ратификационными грамотами.
Эстония официально не предъявляет никаких территориальных претензий к России. Еще в середине 1990-х годов Эстония ясно дала понять, что готова отказаться от границ, установленных Тартуским договором 1920 года. Перед разработкой российско-эстонского договора о границе президент Эстонии Арнольд Рюйтель заявлял, что республика должна окончательно отказаться от любых притязаний на российские города Печоры и Ивангород.
По словам президента, у эстонского правительства не было альтернативы договору о границе между Эстонией и Россией, хотя этот документ и "не является идеальным вариантом решения пограничного вопроса". "В свое время я считал, что граница, определенная Тартуским мирным договором 1920 года, реальнее и естественнее контрольной линии, определенной после восстановления независимости Эстонии. Та граница учитывала природно-географические условия, интересы жителей приграничных территорий и народности сету, - заявил Рюйтель. - Однако история распорядилась иначе. Сегодня было бы неправильно начинать переговоры о границе с нуля и заниматься ревизией пограничного договора после того, как несколько правительств Эстонии годами заявляли о готовности его подписать".