"Мы обсудим эти вопросы c министрами иностранных дел ЕС. Как и всегда, именно страны - участницы [Евросоюза] должны принять решение о дальнейших действиях, и да, они могут включать санкции", - написал Боррель. Он напомнил, что в декабре прошлого года ЕС утвердил новый режим персональных санкций, который предполагает введение ограничений за нарушение прав человека.
Такое заявление Боррель сделал после возвращения из Москвы, где он провел переговоры с главой МИД России Сергеем Лавровым. По словам главы европейской дипломатии, эта встреча показала, что Россия "все больше отдаляется от Европы, воспринимая демократические ценности как экзистенциальную угрозу".
"На этой неделе я отправился в Москву, чтобы посредством дипломатии проверить, заинтересовано ли российское правительство в преодолении разногласий и негативной тенденции в наших отношениях. Реакция, которую я получил, демонстрирует совершенно иное направление", - считает верховный представитель, подчеркнув, что российские власти не захотели воспользоваться этой возможностью для более конструктивного диалога с ЕС. "Это вызывает сожаление, и мы вынуждены подумать о последствиях", - написал он.
Боррель пояснил, что целью его поездки также было "прямо выразить решительное осуждение ЕС" в связи с вынесением приговора Алексею Навальному и в связи с "массовыми арестами тысяч демонстрантов". "Моя команда контактировала с близким окружением Навального, чтобы выразить нашу поддержку. К сожалению, я не смог встретиться с ним, поскольку во время моего визита он предстал перед судом", - написал глава европейской дипломатии. Он добавил, что, в очередной раз, призвал российские власти к немедленному освобождению Навального и к "полному и беспристрастному расследованию покушения на его жизнь".
Уже в начале визита Боррель напомнил, что 2 февраля Евросоюз осудил судебное решение, в соответствии с которым условный срок Навальный был заменен на реальный. "Мы считаем, что это политизированное решение. В 2017 году Европейский суд по правам человека уже постановил, что осуждение господина Навального было незаконным и неправомерным", - подчеркнул он. По словам Борреля, дело Навального "подтверждает негативную тенденцию к сужению пространства не только для оппозиции, но и для гражданского общества и независимых мнений в Российский Федерации".
По словам Борреля, из-за ситуации вокруг Навального отношения Москвы и Брюсселя опустились до самого низкого уровня за долгие годы. Евросоюз крайне озабочен "внутренней ситуацией в России, включая политические свободы, верховенство закона и права человека".
Глава дипломатии ЕС напомнил об обязательствах России, которые она приняла на себя в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека. По его словам, то, что Евросоюз принуждает Москву их исполнять, не является вмешательством во внутренние дела страны, как считают российские дипломаты.
Он также отметил "агрессивно организованную" пресс-конференцию по итогам переговоров с российским главой МИД. "Хоть это и не является для нас неожиданным… нам, как ЕС, придется обратить внимание на последствия, продумать направление, которое мы хотим придать нашим отношениям с Россией, и действовать решительно вместе", - констатировал глава европейской дипломатии. В то же время, говоря об отношениях Евросоюза и Москвы, Боррель подчеркнул, что "дипломатические каналы связи должны оставаться открытыми не только для деэскалации кризисов или инцидентов, но и для прямого обмена мнениями, передачи твердых и откровенных посланий".
Лавров, в свою очередь, на встрече с Боррелем заявил об отсутствии нормальности в отношениях России и Евросоюза. "Это нездоровая ситуация, которая не приносит благо никому", - сказал глава российского МИДа. По словам министра, ранее к отношениям Москвы и Брюсселя существовал системный и всеобъемлющий подход, но он "был обрушен Европейским союзом в одностороннем порядке".
В МИД России также заявили, что высказывания Борреля, которые он сделал по возвращении в Брюссель, контрастируют с его выступлениями в Москве, передает РИА "Новости".
"Российская сторона прокомментировала итоги переговоров на пресс-конференции, в его присутствии, и он имел все возможности сразу же дать собственную оценку, что и сделал", - указали во внешнеполитическом ведомстве. Там добавили, что Борреля "никто не ограничивал ни во времени, ни в формате". В МИД предположили, что такие высказывания Боррель сделал, поскольку в Брюсселе ему могли объяснить, как следует "расставить акценты". "Но тогда это лишь подтверждает, как и кем на самом деле формируется политика ЕС", - заключили в дипведомстве.