В распоряжении газеты "Коммерсант" оказался законопроект о новых санкциях против России, подготовленный республиканцем Линдси Грэмом
commons.wikimedia.org
В распоряжении газеты "Коммерсант" оказался законопроект о новых санкциях против России, подготовленный республиканцем Линдси Грэмом и его коллегами. От президента США Дональда Трампа требуют свести в единую систему все санкции против России, создать в правительстве США "санкционный координационный офис" для координирования санкций с ЕС, заблокировать долларовые расчеты российских банков, запретить операции с новым российским госдолгом и даже решить вопрос о признании РФ государством-спонсором терроризма.

"Акт по защите американской безопасности от агрессии Кремля 2018" был внесен в Сенат в прошлую среду, однако по ряду причин до сих пор не опубликован полностью. Текст документа, подготовленный сенаторами Линдси Грэмом, Робертом Менендесом, Кори Гарднером и Беном Кардиным, начинается фактически с обращений к президенту Дональду Трампу. В частности, его призывают поддержать усилия по противодействию вмешательству "со стороны правительства России или других иностранных игроков в деятельность госучреждений США, а также в демократические процессы в стране".

Второе пожелание - "публично призвать правительство России вернуть Крым под контроль правительства Украины, а также призвать отказаться от поддержки насилия на востоке Украины со стороны сепаратистов". В этом пункте речь также идет об "оккупации и поддержке сепаратистов" на территориях Грузии и Молдавии. Также авторы проекта требуют от президента призвать Москву отказаться от поддержки президента Сирии Башара Асада, который продолжает "совершать военные преступления".

Кроме того, законопроект предполагает объединение всех антироссийских санкций, от "украинских" до "кибертеррористических", в единый механизм. Для координации этого процесса в правительстве США предлагается ввести "санкционный координационный офис", который предполагает координацию санкций с Евросоюзом. Также предлагается создать еще одну структуру, "Национальный объединенный центр для ответа на гибридные угрозы", задачей которого будет системная борьба с попытками влияния Российской Федерации в мире и в США. Наконец, с 2020 года предлагается открыть доступ к бюджетному фонду США в размере 250 миллионов долларов для государств, уязвимых к российскому воздействию. Напомним, ранее о возможном вмешательстве РФ в выборы на Украине заявил президент страны Петр Порошенко.

Первая глава документа касается отношений США с НАТО - альянсом, который Дональд Трамп не раз критиковал. В случае принятия законопроекта под запретом окажется финансирование шагов, направленных на поддержку попыток "любого представителя правительства США" вывести страну из НАТО. Авторы законопроекта выступили за усиление альянса: раз в 90 дней госсекретарь США после консультаций с министром обороны должен представлять в профильные комитеты Конгресса доклад об "угрозах, которые стоят перед НАТО", включая ответ на новые угрозы и вызовы со стороны правительства РФ. Также упомянута возможность безвозмездной передачи другим странам НАТО излишних элементов вооружения - глава Пентагона должен рассмотреть необходимость и возможность этого в течение 60 дней после вступления закона в силу.

В экономической части проекта наиболее важно требование запрета на операции в США и замораживание активов семи российских банковских структур, ставших объектом санкций, в том числе Сбербанка, ВТБ, ВЭБа и Промсвязьбанка. На практике это будет означать невозможность стандартных долларовых расчетов через корсчета в банках США. Кроме этого, текст содержит фактический запрет на операции с российским госдолгом со сроком обращения более двух недель - но только с новыми выпусками, что значительно смягчает возможные последствия такого решения. Кроме этого, проект предлагает распространить мониторинг нарушения санкций на деятельность страховых компаний. Также сенаторы предлагают сократить сроки отчетов по исполнению санкций, в течение 60 дней после принятия законопроекта обновить "кремлевский список", а также начать практическую работу по поиску активов и личного состояния Владимира Путина в мире.

Немало внимания в тексте уделено вопросам кибербезопасности - теме, которая остается в центре внимания в США на протяжении всего президентского правления Дональда Трампа. В законопроекте поддерживается идея создания в Госдепартаменте офиса по вопросам киберпространства и цифровой экономики. Авторы предлагают ввести санкции в отношении россиян, задействованных в "злонамеренной деятельности в киберпространстве", принять акт о предотвращении международной киберпреступности, а также внести в уголовное законодательство США поправки, которые позволят предъявлять федеральные обвинения лицам, причастным к атакам на критическую инфраструктуру и системы, связанные с выборами.

В свою очередь, компании-провайдеры соцсетей должны "разделить ответственность" с правительством США за недопущение в них российской и вообще иностранной государственной агитации и пропаганды. В закон об иммиграции и гражданстве предлагается внести определение "неправомерного вмешательства в выборы в США". Под этим предлагают понимать "поведение иностранного гражданина", которое представляет собой вмешательство в выборы любого уровня по распоряжению иностранного правительства. Заподозренным в подобном вмешательстве не будут выдавать визу в США.

Еще одна глава, третья, касается нераспространения химического оружия. В ней предлагается "оказывать давление на российские власти" с тем, чтобы они прекратили попытки помешать ООН и Организации по запрещению химоружия расследовать случаи его применения. Также в законопроекте содержится инициатива "наказывать российские власти за производство и применение химоружия", а также сдерживать РФ от его распространения. Необходимость подобных мер обосновывается "делом Скрипаля", а также тем, что российские власти "не захотели или не смогли убедить президента Сирии Башара Асада, союзника РФ, прекратить использование химоружия против гражданского населения Сирии".

Документ также содержит крайне жесткое предложение по рассмотрению США вопроса о признании России "государством, спонсирующим терроризм". С одной стороны, эта формулировка выглядит как предварительная заявка на кампанию в ООН по исключению России из числа постоянных членов Совета Безопасности, с другой стороны, именно под этим флагом с 1983 года вводились усиленные антииранские санкции. Пока что проект новых санкций против России не выглядит предельно жестким и не пытается блокировать российский нефтеэкспорт. Однако не исключено, что такие шаги могут быть предприняты в дальнейшем.