Договор предусматривает, что Россия и США сокращают и ограничивают свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу и в дальнейшем суммарное количество у каждой из сторон не превышали, во-первых, 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков. Во-вторых, не превышали 1055 единиц для боезарядов на них. И в третьих, не превышали 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР и БРПЛ, а также тяжелых бомбардировщиков, сообщает ИТАР-ТАСС.
В соответствии с данным соглашением упрощается верификационный механизм, что позволит снизить расходы на контрольную деятельность и значительно уменьшить нагрузку на инспектируемые объекты. Упрощены процедуры переоборудования и ликвидации средств СНВ, положения, связанные с информационным обменом, значительно сокращена номенклатура уведомлений.
- Полный ТЕКСТ договора
- Российский лидер надеется договориться даже насчет ПРО
- Медведев рассказал о "личной химии" между ним и Бараком Обамой
- Москва и Вашингтон доказали свое лидерство в вопросах разоружения
- Медведев выступил за синхронную ратификацию, "чтобы ни одна страна не чувствовала себя ущемленной"
- Президенты РФ и США обсудили санкции против Ирана: Медведев за "умные", Обама - за "жесткие"
- Мир приветствует новый Договор
США и Россия пошли на согласование процедуры обмена телеметрической информацией, исходя из необходимости обеспечения дополнительной транспарентности и предсказуемости своих действий. При этом, какие именно данные будут переданы партнеру, каждая сторона определяет самостоятельно.
По этим вопросам велось много дискуссий, как отметил президент РФ Дмитрий Медведев, и в конце концов стороны пришли к согласию. "В Договоре также установлены положения, касающиеся обмена данными. По этому вопросу мы, что называется, с моим коллегой "собаку съели". Разговоров по телеметрии было много-много. Теперь мы большие специалисты в этой сфере, может быть, лучшие специалисты в мире", - пошутил российский лидер.
За обеими странами оставлено право выйти из Договора и решать вопрос о дальнейшем участии в процессе сокращения СНВ. Российская сторона уже заявила, что разорвет соглашение, если почувствует угрозу национальной безопасности из-за количественного и качественного наращивания потенциала ПРО США.
Москва сможет сама определять степень такого влияния, и это специально оговорено в заявлении Российской Федерации, которое стало частью пакета документов Договора, а также в ответном заявлении США.
Новый Договор позволяет сторонам самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений. При этом ко всем средствам СНВ применяется сходный режим, исключающий особые меры контроля за теми или иными системами. Это обеспечивает паритетность и равноправие сторон, а также отражает новый уровень доверия между Москвой и Вашингтоном.
Он станет "первым документом такого рода, который является абсолютно равноправным как по духу, так и по букве", заявил накануне подписания глава МИД РФ Сергей Лавров. По его словам, "паритетность обеспечена во всех без исключения его компонентах, начиная с принципов, определяющих его философию, параметров, контрольных, верификационных и прочих процедур".
Москва и Вашингтон убеждены, что Договор сбалансирован, отвечает интересам обеих сторон и будет способствовать укреплению безопасности во всем мире. Документ должны ратифицировать российский парламент и Конгресс США. Россия считает, что новый Договор заслуживает ратификации и должен вступить в силу.
Медведев надеется договориться даже насчет ПРО
Президент России Дмитрий Медведев отметил, что Россия заинтересована в тесном сотрудничестве с Вашингтоном по проблемам ПРО. "Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы максимально тесно сотрудничать по этому поводу с нашими американскими партнерами", - заявил президент РФ на пресс-конференции после подписания нового Договора о СНВ.
Говоря о перспективах такого сотрудничества, российский президент сказал: "Я также, как и мой американский коллега, оптимист, и считаю, что по этому вопросу мы сможем договориться".
А пока этого не случилось, Россия обнародовала одностороннее заявление относительно противоракетной обороны США. "Договор между РФ и США по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, подписанный в Праге, может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей системы ПРО США", - цитирует заявление "Интерфакс".
Это значит, как отмечается далее, что исключительные обстоятельства, упомянутые в статье 14 договора, "включают также такое наращивание возможностей системы ПРО США, при котором возникает угроза потенциалу стратегических ядерных сил РФ".
Барак Обама в очередной раз подчеркнул, что американские системы ПРО не направлены против России, а должны обеспечить безопасность Соединенных Штатов и их союзников. По его словам, "предстоит провести серьезные дискуссии по проблеме ПРО не только с Россией, но и с участием европейцев" над рамочным соглашением, нацеленным на сотрудничество в этой области.
Напомним, нынешним Договором не предусмотрены международно-правовые ограничения на развитие систем стратегической противоракетной обороны, что отличает этот документ от предыдущих соглашений этого рода. Администрация США вышла в одностороннем порядке из Договора по ПРО 1972 года.
Отметим, что этот вопрос не был обойден стороной в ходе переговоров. Новый Договор о СНВ предусматривает неразрывную взаимосвязь СНВ-ПРО и возрастающую важность этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических наступательных вооружений.
Положение о взаимосвязи СНВ-ПРО четко прописано в самом Договоре, то есть в юридически обязывающей форме. Помимо этого, зафиксированы обязательства сторон не переоборудовать и не использовать пусковые установки МБР и БРПЛ для размещения в них противоракет и наоборот.
Стороны также согласились обсуждать отличительные признаки противоракет от МБР и БРПЛ, а также пусковых установок противоракет от пусковых установок баллистических ракет. Это должно повысить транспарентность программ в области стратегической ПРО.
Медведев рассказал о "личной химии" между ним и Бараком Обамой
Дмитрий Медведев заявил, что российская сторона довольна проделанной работой и что Договор по СНВ "поможет выйти на новую дорогу в российско-американских отношениях" и "продвинуться по пути формирования нового качества" отношений двух стран, которые будут впредь основываться "на предсказуемости".
Российский президент отметил также, что лично с Бараком Обамой у него уже сложились "хорошие личные отношения, что называется"личной химией", и это помогло в нашей работе над документом". Теперь, по его словам, очередь за органами исполнительной власти.
Медведев сообщил, что, по его мнению, "неплохо работает созданная президентская российско-американская комиссия": "Почти все 16 ее групп провели уже свои заседания и определили планы работ на будущее".
С аналогичным заявлением выступил после подписания документа и президент США Барак Обама. Он назвал подписание Договора "важной вехой" в отношениях между Россией и Соединенными Штатами. "Этот договор - лишь один шаг в длинном пути сокращения ядерных вооружений",- подчеркнул глава государства. Он также отметил, что "сегодня наши отношения перестали дрейфовать".
Медведев выступил за синхронную ратификацию, "чтобы ни одна страна не чувствовала себя ущемленной"
Главной задачей на ближайшее время после подписания документа Дмитрий Медведев считает его ратификацию. "Важно не только подписать Договор, но и синхронизировать его ратификацию", - подчеркнул российский лидер. Он заявил, что будет работать с Советом Федерации, в то время как "американские коллеги" внесут документ Конгресс.
Дмитрий Медведев считает, что ратификация должна состояться синхронно, "чтобы ни одна страна не чувствовала себя ущемленной". "Мы, естественно, тоже собираемся в самое ближайшее время предпринять все процедуры для того, чтобы наш парламент, наша Государственная дума начала рассматривать Договор", - сказал президент.
Это предложение глава государства высказал, основываясь на советском опыте ратификации подобных документов. "В нашей истории, особенно если брать советский период, были примеры, когда одно государство ратифицировало соглашение, а второе говорило: извините, изменились обстоятельства. Этого мы не должны допустить", - заявил президент России.
"За Россией в этом смысле задержки не будет", - сказал Медведев.
Президент Соединенных Штатов, в свою очередь, уверен, что ратификация нового документа Сенатом пройдет успешно и, как ожидается, уже в этом году. Обама пообещал работать с Сенатом, чтобы этот процесс завершился успешно.
"Я вполне уверен в том, что республиканцы и демократы в американском Сенате, просмотрев этот документ, увидят, что США сохранили свои ключевые национальные интересы, что (новый Договор – Прим. ред.) содержит эффективный ядерный сдерживающий потенциал, что мы опять начинаем двигаться вперед, оставляя позади "холодную войну" и глядя в глаза новым вызовам и угрозам", - сказал американский президент.
"Я уверен, что мы добьемся ратификации", - заключил Обама.
Москва и Вашингтон доказали свое лидерство в вопросах разоружения
Подписание этого Договора говорит о лидерстве Москвы и Вашингтона в вопросах разоружения. Благодаря ему страны доказали приверженность Договору о нераспространении ядерного оружия. Обе стороны считают, что договоренность послужит стартовой площадкой для дальнейшего диалога о влиянии МБР и БРПЛ в обычном оснащении на стратегическую стабильность. Это имеет особое значение, так как стратегические наступательные вооружения в обычном оснащении будут дестабилизировать обстановку.
Дмитрий Медведев выразил мнение, что Россия и США, заключив Договор, упрочили не только свою безопасность, но и безопасность всего мирового сообщества. В работе над договором, по словам президента РФ, "мы ориентировались, прежде всего, на его качество и в результате, мы получили документ, в котором в полной мере выдержан баланс интересов России и США".
По его оценке, это удалось и "главное в том, что нет выигравших и проигравших": "Победили обе стороны, которые упрочили свою безопасность, а с учетом нашей победы, победило и все мировое сообщество".
Работа над документом велась в течение года в Женеве. За это время в Женеве состоялись 10 раундов российско-американских переговоров. С российской стороны переговоры вела межведомственная делегация, которая работала на основе утвержденных Дмитрием Медведевым директив и указаний.
Решению любого вопроса предшествовала экспертная проработка в межведомственном формате, и российские переговорщики неизменно исходили из того, что краеугольным камнем процесса ядерного разоружения является принцип равной и неделимой безопасности сторон.