Итоги войны в Южной Осетии глазами западных СМИ: отношения РФ с Грузией в тупике, перезагрузка с США "идет вразнос"
Russia Today
В трехлетнюю годовщину войны в Южной Осетии западная пресса представляет свою точку зрения на ее плоды, которые сегодня приходится пожинать всем - не только непосредственным участникам, но и сторонним наблюдателям в мире. Российско-грузинских отношений по сути нет - их можно охарактеризовать как недоверие и тупик. Стороны продолжают обмениваться нелицеприятными заявлениями, причем со временем они приобретают все более жесткую окраску. Похоже, что из-за Грузии вразнос идет и перезагрузка между Москвой и Вашингтоном. На фоне предвыборного сезона в России и вопроса о ее вступлении во Всемирную торговую организацию трения вновь обострились.

Многие иностранные газеты остались под впечатлением от интервью российского президента Дмитрия Медведева, в котором он обрисовал грузинского лидера Михаила Саакашвили самыми черными красками и дал понять, что пока тот остается у власти, полноценного российско-грузинского примирения не будет.

Медведев также вернулся к давнему подозрению, что США поощряли Грузию к нападению на Южную Осетию, и дал уничтожающую оценку недавней резолюции Сената США, призывающей Россию прекратить "оккупацию" Южной Осетии и Абхазии - сказал, что она отражает "вкусовые пристрастия отдельных престарелых сенаторов", чьи формулировки ему "безразличны".

- Amnesty International: Грузия забросила своих беженцев
- Россия решила осудить руководство Грузии, забыв своих героев

По мнению The New York Times, это самые жесткие за последние несколько месяцев высказывания Медведева. Грузия всегда была самой "напряженной точкой" в отношениях США и России, пишет газета, замечая, что российский президент позиционировал себя как решительного лидера, не поддавшегося на американское давление.

Зарубежные издания, которые изучил сайт InoPressa, вообще акцентируют внимание на тех отрывках интервью Медведева, где он пытается доказать свою самостоятельность. Например, на его утверждении, что он дал приказ открыть ответный огонь, не консультируясь с Владимиром Путиным, с которым созвонился только спустя сутки.

Британская The Independent расценила это как попытку Медведева позиционировать себя "как независимую фигуру, которая не во всем подчинена Путину". Однако, отмечает газета, оскорбительные эпитеты, которыми российский лидер наградил Саакашвили - "липкий", "параноидальный", "нерукопожатный" - характерны скорее для Путина.

Война не разрядила напряженность, а повлекла за собой долгое "оледенение" отношений и более жесткие версии событий в обеих странах, констатирует The Christian Science Monitor. С августа 2008 года на Западе пересмотрели свое отношение к этому конфликту - если там изначально встали на защиту Грузии, то теперь все убедились, что война началась с грузинской атаки на Цхинвали, а Россия предприняла контрнаступление.

Однако в самой Грузии Саакашвили сохраняет популярность, продолжают авторы статьи. Руководство во главе с ним обвиняет Россию в организации периодических беспорядков в Грузии, а также в создании тайных сетей шпионов и террористов. В Москве парируют, что правительство Саакашвили охвачено "шпиономанией", имеющей мало общего с реальностью.

Эксперты ждут от Тбилиси "оригинальных идей" и признания своих ошибок

Приводят газеты и мнения грузинских экспертов о том, что нужно сделать для выхода из нынешней патовой ситуации. Так, Мамука Арешидзе, которого цитирует CSM, предлагает Тбилиси смириться с потерей Абхазии и не уповать на США, которые, как там верят, могут сильно нажать на Россию и заставить ее пойти на попятный, а самим "зашевелиться и выдвинуть оригинальные идеи" разрешения конфликта.

А грузинский оппозиционер Ираклий Аласания, чью статью публикует The Washington Times, призывает усовершенствовать механизм политической конкуренции и мирной передачи власти, чтобы появился противовес авторитаризму Саакашвили.

"Неспособность правительства терпеть альтернативные мнения вовлекла мою страну в вооруженный конфликт с Россией, на победу в котором мы не имели шансов", - замечает он, подчеркивая, что власть и теперь принимает неверные решения.

"У грузин есть уникальное свойство - врожденный оптимизм. Но вначале нам следует откровенно поговорить о том, что сегодня в Грузии делается неправильно. Только после этого мы сможем всерьез искать выход", - заключает Аласания.

Amnesty International: Грузия забросила своих беженцев

Критикует политику Тбилиси и обозреватель Corriere della Sera. Он заостряет внимание на проблеме беженцев преимущественно грузинской национальности. После войны прошло уже три года, но грузинские власти не делают ничего для улучшения условий жизни людей, оставшихся без крыши над головой, подчеркивает итальянский журналист в своем блоге на сайте издания.

Их судьбе посвящен доклад Amnesty International, приуроченный к третьей годовщине начала пятидневного конфликта, вынудившего бежать из районов боевых действий 192 тысячи человек. Из 38,5 тысячи жителей Южной Осетии, покинувших свои дома, чтобы найти убежище в России, большая часть вернулись в родные места. Но бежавшие в Грузию, по их собственному признанию, чувствуют себя "покинутыми всеми".

Беженцы составляют почти 6% всего населения Грузии. Лишь немногие из них имеют работу или получают пенсию, пользуются медицинским обслуживанием. На протяжении года грузинские власти занимаются лишь тем, что демонтируют временные пристанища беженцев под благородным предлогом предоставления им постоянного жилья. Но, как часто случается, выполняется лишь первая часть плана, говорится в статье.

Правозащитники Amnesty International заявляют: "Грузинские власти не обеспечивают беженцев необходимой помощью, отдаляют их от сети по оказанию поддержки и лишают средств к существованию". "В третью годовщину последней войны в Европе ситуацию с беженцами в Грузии можно назвать скандалом - безмолвным скандалом", - резюмирует автор материала.