4 сентября управление юстиции Берлина сообщило, что получило запрос Генпрокуратуры РФ о правовой помощи. Решение по нему примут после проверки и консультаций с разными федеральными органами. 6 сентября представитель российского МИДа Мария Захарова заявила, что Германия тормозит расследование произошедшего с Навальным, поскольку Берлин еще не ответил на запрос Генпрокуратуры.
Маас подчеркнул, что в Берлине "ясно сказали, что если будет формальный запрос, то мы выдадим все разрешения, которые необходимы, чтобы обменяться информацией по этому запросу о правовой помощи". Обвинения Москвы в затягивании ответа министр назвал "очередной дымовой завесой", выразив опасения, что "в ближайшие дни последуют и другие".
- "Российские власти" и "Десять негритят"
"Если РФ не внесет свой вклад в расследование или вновь прибегнет к подобным "дымовым завесам", которые имеют место уже несколько дней, - тогда это станет еще одним признаком того, что ей есть, что скрывать", - заявил глава германского МИДа (цитата DW).
Он пояснил, что от врачей, которые лечат Навального, постоянно поступает новая информация, поэтому удовлетворение запроса о правовой помощи - это длительный процесс. В частности, медики проверяют, сколько яда остается в теле оппозиционера, "или он уже выводится".
Маас отметил, запрос о правовой помощи рассматривают различные ведомства. Решение нужно также согласовать с медиками клиники Charité, которые исследовали пробы, а передачу личных данных должен разрешить их обладатель. ФРГ, в свою очередь, ждет от Москвы результаты обследования Навального в Омске.
Маас назвал произошедшее с Навальным "действительно ужасным преступлением, нарушением международного права". Германия, по его словам, послала России сигнал о том, что оно будет раскрыто и что Москва "не может просто выйти из игры". "Россия должна участвовать в расследовании. До сих пор это ни в каком виде не происходило", - подчеркнул он. Маас также сообщил, что власти Германии обеспечивают максимально возможную безопасность Навального, чтобы он мог выздороветь "без помех с какой бы то ни было стороны".
В ближайшие дни состоятся консультации на европейском уровне о реакциях на действия Москвы. Комментируя призывы ряда немецких политиков отказаться от совместного с Россией проекта "Северный поток - 2" в качестве санкций, Маас отметил, что для прокладки этого газопровода существуют веские основания, а половина задействованных в нем компаний - немецкие. Однако, по его мнению, было бы неправильно "с самого начала исключать" какие-либо последствия для этого проекта в связи с отравлением Навального.
В интервью изданию Bild Маас заявил, что реакция "будет подобающей". "В конечном итоге все будет зависеть от ответов Москвы. Конечно, если мы размышляем о санкциях, то они должны действовать максимально целенаправленно. <...> Это коварное преступление является настолько серьезным нарушением международной Конвенции о запрещении химического оружия, что оно не может остаться без ощутимой реакции", - сказал министр (перевод InoPressa).
В том же интервью Маас заявил, что "есть много признаков" причастности российского государства к отравлению. "Мы возлагаем большие надежды на российское правительство в расследовании этого серьезного преступления. Если оно не имеет отношения к нападению, то в его собственных интересах доказать это фактами", - подчеркнул глава немецкого МИДа.
Он напомнил, что доступ к отравляющим веществам группы "Новичкок", которым, по данным специалистов бундесвера, отравили Навального, имеет лишь очень малая группа людей, и в прошлом этим оружием владели российские власти. Тот же яд использовался при покушении на бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля.
"Если российская сторона не примет участия в расследовании преступления, совершенного в отношении господина Навального, это будет еще одним признаком соучастия государства в преступлении. Если все ограничится ложным изложением фактов и отвлекающими маневрами, то нам придется исходить из того, что России есть, что скрывать", - указал министр.
Официальный представитель российского МИДа Мария Захарова в ответ на выступление Мааса заявила, что вместо "практической работы специалистов, которые компетентны в этом вопросе... идет подмена экспертных заявлений политическими лозунгами". Она также потребовала назвать конкретное число, когда российское посольство в Берлине сможет получить официальные ответы на запрошенную информацию для передачи ее в Москву.
В выходные президент Национальной медицинской палаты России Леонид Рошаль предложил Германской медицинской ассоциации создать совместную российско-немецкую экспертную группу для оценки причин состояния Алексея Навального. При этом в заявлении доктора, полный текст которого опубликовало ТАСС, говорится, что Навальный впал в кому "неясного генеза", и "во врачебном сообществе есть сомнения в заключении исследователей военной лаборатории немецкой армии о наличии отравляющих веществ у Навального".
"Врачи должны быть вне политики, и если возникают сложные клинические случаи, мы должны решать эти сложные вопросы между собой во врачебном сообществе. Наши решения должны быть взвешенными и не должны использоваться бездоказательно политиками", - сказал Рошаль. По его словам, "мы все заинтересованы в правде. И если мы убедимся в том, что действительно было отравление у Алексея Навального, и его тяжелое состояние не связано с иными причинами - мы будем требовать возбуждения в России уголовного дела и принятия самых решительных мер".
Супруга оппозиционера Юлия Навальная ответила на предложение Рошаля постом в инстаграме, поправив доктора в том, что генезис комы ее мужа известен - это отравление фосфорорганическими соединениями (ФОС). Она отметила, что в российской больнице к Навальному отнеслись как к своей собственности: разглашали диагнозы и данные анализов, "разбавляя их своим придумками", не пускали родственников и буквально превратили больницу "в аналог российской тюрьмы".
"В связи с этим, доктор Рошаль, я хочу сказать: мой муж - не ваша собственность. Вы не имели, не имеете и не будете иметь никакого отношения к его лечению. В первую очередь потому, что при отравлении ФОС не нужна помощь педиатра, а кроме того, вся ваша публичная деятельность последних лет не дает мне ни малейшей возможности доверять вам и уважать вас", - констатировала Навальная.