Формальный вопрос, который обычно решается чисто технически, стал непреодолимым препятствием. Ситуация все больше приобретает абсурдный характер, пишет "Российская газета". Советник-посланник обязан исполнять функции посла, когда того нет, но российского дипломата не допустили на традиционный ежегодный прием руководителей дипломатических миссий в Кишиневе под предлогом отсутствия аккредитации.
Не мог он по той же причине сопровождать своего непосредственного начальника - заместителя министра иностранных дел России, который приезжал в Кишинев с визитом. Причем молдавское внешнеполитическое ведомство, несмотря на официальные запросы российской стороны, никаких объяснений по этому поводу не дало. Даже вызов 12 февраля молдавского посла в России Василия Стурзы в МИД РФ, где ему было заявлено об "озабоченности российской стороны" в связи со сложившейся ситуацией, не внес ясности.
"Ситуация уникальна, никаких объяснений ни я, ни посольство, несмотря на официальные обращения, не получали, - заявил Астахов, отвечая на вопрос РГ. - Прецедент возник на пустом месте, причин его мы пока не понимаем".
В Молдавии Олег Астахов человек не новый, пишет издание. Три года назад он был сопредседателем Объединенной контрольной комиссии совместных миротворческих сил от России. Эта структура была призвана обеспечивать стабильность в зоне бывшего вооруженного конфликта на Днестре. И, по мнению специалистов, со своими обязанностями Олег Астахов справлялся успешно. Возможно, в этом кроется причина нежелания молдавских властей аккредитовать Олега Астахова, приехавшего в очередную командировку, но в новом, более высоком статусе, предполагает газета. Российский дипломат действительно попал в уникальную ситуацию, когда персоной нон грата его не объявляют, но и работать не дают. Все это происходит на фоне заявлений молдавского руководства о потеплении отношений с Россией.
Кроме того, недавно нынешнего сопредседателя от России в Объединенной контрольной комиссии (ОКК) Виктора Шанина вызвали повесткой в кишиневский суд. Хотя россиянин и обладает дипломатическим иммунитетом от подобных преследований.