С таким заявлением выступил во вторник представитель духовного лидера Исламской республики Али Хаменеи в Верховном совете национальной безопасности Хасан Рохани, передает "Интерфакс".
Это заявление прозвучало в тот момент, когда в Вене проходит заседание Совета управляющих МАГАТЭ, на котором рассматривается вопрос о вынесении иранского ядерного досье на рассмотрение СБ ООН.
В то же время Рохани повторил позицию Тегерана относительно неотъемлемого права на развитие мирной ядерной энергетики. Он отметил, что "Иран заплатил слишком дорогую цену за исследования, чтобы теперь он них отказываться".
Иран приостановил действие дополнительного протокола к ДНЯО после того, как МАГАТЭ приняло решение рассмотреть возможность обсуждения иранской ядерной программы в СБ ООН. Дополнительный протокол, который был подписан в декабре 2003 года, но не ратифицирован иранскими парламентариями, в частности, позволяет экспертам из МАГАТЭ осуществлять инспекции на всех без исключения объектах Ирана и без предварительного уведомления.
Ранее источник, близкий к переговорам в МАГАТЭ сообщил агентству France Press, что Иран не согласится с прекращением своих исследований в атомной области, однако готов приостановить на 2 года промышленное обогащение урана.
"Достижение договоренности будет трудным при требовании ввести мораторий на промышленное обогащение больше, чем на 2 года, и прекратить исследовательские работы", - цитирует слова источника "Интерфакс".
Тегеран настаивает на сохранении за ним права заниматься обогащением урана в рамках научных исследований. Такой компромисс, по мнению экспертов, вряд ли устроит США и их западных союзников, которые выступают за полное прекращение Ираном всех работ по обогащению урана минимум на два года.
Дипломат также проинформировал, что в настоящее время ведутся переговоры относительно компромиссного предложения, внесенного Россией. Не уточнив его содержания, дипломат отметил, что предложение должно включать оба упомянутые положения.
Другие источники несколько детальнее излагают российское предложение. Согласно этим версиям, иранцам можно разрешить проводить крайне ограниченные работы по обогащению урана, но под контролем МАГАТЭ. В обмен на это Тегеран берет на себя обязательство соблюдать в течение 7-9 лет мораторий на промышленное обогащение урана. При этом необходимое для его АЭС атомное топливо будет производиться на российской территории, на российско-иранском СП.
По оценкам источников агентства ЭФЭ, у этого плана немного шансов быть принятым, поскольку против него высказываются США. Совет управляющих МАГАТЭ во вторник возобновил заседание, на котором обсуждается иранская ядерная программа.
США: торг здесь не уместен
Поскольку Германия в отличие от коллег по "евротройке" оказалась не прочь рассмотреть более внимательно российские инициативы, во вторник в первой половине дня состоялась встреча немецкой делегации с представителями Великобритании и Франции, на которой был поставлен вопрос о восстановлении единства в рядах "евротройки", передает ИТАР-ТАСС.
Между тем американцы твердо и неуклонно ведут дело к передаче иранского "ядерного досье" в Совет Безопасности ООН и уже подыскивают себе союзников в случае возможного обсуждения вопроса о санкциях. В частности, официальный представитель госдепартамента США Том Кейси заявил, что пока не видит "никаких конкретных предложений или конкретных идей", способных остановить иранское "ядерное досье" на пути в СБ ООН.
Во вторник на встрече с журналистами официальный представитель Белого дома Скотт Макклеллан однозначно прояснил: "Вместе со многими другими в международном сообществе мы дали совершенно ясно понять, что (иранский) режим должен остановить всю деятельность, связанную с обогащением (урана), под любым предлогом и в любых масштабах, которые позволили бы режиму выработать технологии, необходимые для создания ядерного оружия".
В свою очередь Иран вновь пригрозил в случае подключения СБ ООН развернуть процесс обогащения урана в промышленных масштабах. Более того, президент Исламской Республики Махмуд Ахмади Нежад потребовал во вторник в телеобращении компенсации от МАГАТЭ за экономические потери, которые Иран понес в результате моратория на обогащение урана.