Не уступив давлению Берлина и Парижа, которые активно убеждали британского премьер-министра и тринадцать других стран – членов Европейского союза не отказываться от проведения референдумов, несмотря на двойное – французское и нидерландское – "нет", Лондон протрубил сигнал к отступлению.
Поступив так, Тони Блэр фактически воспользовался кризисом в Европейском союзе, чтобы избежать тяжелого политического испытания в собственной стране: последний опрос показал, что до 72% британцев проголосовали бы "против"! "Это не означает, что мы лишаем британцев возможности голосовать, если есть Конституция, по которой можно голосовать", - такую тонкую оговорку сделал вчера пресс-секретарь Тони Блэра.
Официально Великобритания выступает за то, чтобы было предоставлено время "подумать", чтобы избежать "чисто рефлекторной реакции" и в спокойной обстановке провести заседание Европейского совета, который состоится 16-17 июня в Брюсселе.
Но на том берегу Ла-Манша уже не осталось никаких сомнений по поводу судьбы Конституции. Фактически отказываясь от проведения всенародного голосования, британское правительство надеется втянуть в свою орбиту другие государства Евросоюза. Если это так, то "задний ход" Лондона означает ни что иное, как подписание смертного приговора Конституции, пишет газета Le Temps (перевод на сайте Inopressa.ru).
На сегодняшний день большинство стран, которым еще предстоит высказаться по поводу текста, официально выступают за продолжение процесса ратификации, несмотря на двойное "нет", прозвучавшее на прошлой неделе.
Например, Люксембург, который до конца месяца будет председательствовать в ЕС, прилагает все усилия к тому, чтобы убедить другие европейские столицы держаться, несмотря на решение Лондона. Ту же позицию занимает и Брюссель, где выступают за принятие согласованного решения в свете итогов французского и нидерландского референдумов.
Безусловно, окончательно хоронить конституцию еще рано. Но никто не сомневается, что после франко-нидерландского "нет" "задний ход", данный Лондоном - это плохая новость для сторонников Конституционного договора в других странах - членах ЕС. Ибо откладывание референдума в Великобритании грозит вызвать эффект домино по всей Европе. И весьма вероятно, что Лондон, к которому с 1 июля переходят полномочия председателя Евросоюза, не будет слишком стараться, чтобы дать последний шанс ратификационному процессу, отмечает издание.
Конечно, откладывая свой референдум, британское правительство рискует оказаться в меньшинстве на саммите ЕС в июне. И это будет для него весьма некстати при обсуждении бюджета Евросоюза на 2007-2013 годы, дебаты по которому будут проходить на будущей неделе в Брюсселе. Ведь Лондон намерен во что бы то ни стало отстаивать свое право, которое он получил в 1984 году, в период правления "железной леди" Маргарет Тэтчер, платить меньше взносов в бюджет Евросоюза.
Но, как считает Le Temps, в сущности, после вчерашнего заявления Лондон не так уж многим рискует, учитывая, что Европа уже обеими ногами вступила в полосу потрясений.
Если добавить к этому, что во многих странах, где предусмотрено проведение референдумов - например, в Дании, - правительства опасаются эффекта снежного кома и отказа граждан от принятия Конституционного договора, риск Лондона оказаться в изоляции не так уж и велик.
В воскресенье многие страны, в частности Эстония и Чехия, не скрывали своего намерения отложить проведение референдума на более поздний срок, заключает швейцарская газета.