Эксперты связывают снятие Рашида со скандальным решением о разрыве контракта с компанией "Лукойл", передает ИТАР-ТАСС. В начале декабря прошлого года эта российская нефтяная компания получила уведомление от министерства нефти Ирака о расторжении заключенного в 1997 году соглашения о разделе продукции месторождения "Западная Курна-2".
Три российские компании - "Лукойл", "Зарубежнефть" и "Машиноимпорт" - 12 декабря получили письмо за подписью заместителя министра нефтяной промышленности Ирака о том, что иракская сторона разрывает соглашение о разделе продукции (СРП) в отношении нефтяного месторождения Западная Курна - 2.
В том, что Ирак при расторжении договора руководствовался прежде всего политическими соображениями, уверены многие эксперты. В частности, говорилось о том, что Ирак по крайней мере дважды, в 1999 и 2001 годах, предупреждал "Лукойл" о том, что отсутствие реальных работ по освоению этой территории приведет к отказу от сотрудничества. После того как усилия России приводили к смягчению позиции мирового сообщества к багдадскому режиму, претензии к нефтяной компании сразу же снимались.
Доля "Лукойла" в консорциуме по разработке месторождения Западная Курна - 2 составляла 68,5%. Затраты на разработку месторождения, от разработки которого "Лукойл" мог получить до 70 млрд долл., оцениваются в 6 млрд долл.
Иракская сторона утверждала, что компания "Лукойл" уклонялась от выполнения условий сделки. Однако, как подчеркивали представители российской компании, они вынуждены были ограничить свою деятельность в нефтяном проекте, соблюдая режим санкций ООН.
18 декабря Багдад посетил с визитом председатель Комитета по международному культурному, деловому и научному сотрудничеству с Ираком Юрий Шафраник, который был принят вице-премьером Ирака Тариком Азизом. Ираке сменился министр нефти
Между тем посол Ирака в РФ Аббас Халаф заявил в интервью 'Эхо Москвы', что смена министра нефти Ирака никак не связана с разрывом контракта с "Лукойлом".
Халаф пояснил, что отставка с поста министра нефти Амера Мухаммеда Рашида связана только с достижением им преклонного возраста. "Это был активный министр, самый ярый сторонник развития двусторонних отношений Ирака и России", - добавил посол.