В Париже в среду начался суд по факту публикации сатирическим еженедельником Charlie Hebdo год назад карикатур на пророка Мухаммеда, процесс вызвал широкий резонанс во французском обществе
Архив NEWSru.com
В Париже в среду начался суд по факту публикации сатирическим еженедельником Charlie Hebdo год назад карикатур на пророка Мухаммеда, процесс вызвал широкий резонанс во французском обществе.

Газета перепечатала карикатуры, которые первой опубликовала датская газета Jyllens-Posten, а также добавил к ним несколько своих, выразив тем самым солидарность с коллегами из Дании.

Публикации во французской газете вызвали протест представителей Союза исламских организаций Франции и Соборной мечети Парижа, которые обратились в суд. По мнению истцов, три изображения пророка из десяти опубликованных оскорбляют чувства мусульман. Отметим, что аналогичный иск к датской газете мусульманские организации проиграли: суд счел, что истцы не имеют достаточных причин обвинять газету в преднамеренном унижении мусульман.

В случае, если вина подсудимого - главного редактора Филиппа Валя - будет доказана, ему грозит шесть месяцев тюремного заключения и штраф в размере 22,5 тысячи евро. Однако, как правило, в таких случаях суд ограничивается административным наказанием.

"Эти рисунки приравнивают любого мусульманина к исламскому террористу. Это очевидно оскорбляет религиозные чувства группы людей, в частности, мусульман", - сказал представитель обвинения Францис Шпинер, считающийся личным адвокатом президента Франции Жака Ширака.

Главный редактор издания, в свою очередь, называет судебный процесс "средневековым", утверждая, что мишенью этих карикатур были "не мусульмане, а террористы". "Если у нас больше не будет права высмеивать идеологию террористов, что тогда останется у простого гражданина для самозащиты, если он даже не сможет посмеяться, чтобы преодолеть свои страхи", - сказал в среду журналистам глава сатирического еженедельника.

Поддержали издание в суде многие политики, в частности, кандидат на пост президента Франции от правящей партии UMP и министр внутренних дел Франции Николя Саркози. "Я предпочитаю избыток карикатур их отсутствию", - написал министр главному редактору в письме, зачитанном в зале суда. Он отметил, что встает на сторону еженедельника, несмотря на то, что "сам часто становился излюбленным объектом насмешек Charlie Hebdo.

Кроме того, газету поддержали около 50 представителей интеллигенции, в основном, писатели и журналисты. В качестве свидетелей выступили 14 человек, в том числе секретарь социалистической партии Франсуа Олланд и кандидат на пост президента, лидер Союза за французскую демократию (UDF) Франсуа Байру.

Флеминг Роуз, редактор отдела культуры датской газеты Jyllens-Posten, чьи карикатуры вызвали массовые акции протеста мусульман во всем мире, также согласился дать свидетельские показания в пользу Charlie Hebdo. "Мне страшно представить себе последствия не только во Франции, но и в Дании и Европе, если Charlie Hebdo проиграет процесс. Это будет возвращение в прошлое на много десятилетий", - сказала он на пресс-конференции.

Карикатуры на пророка Мухаммеда были опубликованы в датской газете Jyllens-Posten 30 сентября 2005 года. В январе-феврале они были перепечатаны рядом изданий западноевропейских стран. Публикации вызвали волну массовых манифестаций протеста в арабских и мусульманских странах и бойкот датских товаров. В ряде стран демонстрации сопровождались насилием и нападениями на посольства Дании и Норвегии, а за голову датского карикатуриста, нарисовавшего пророка Мухаммеда, исламисты назначили награду в 11,5 миллионов долларов.

Редакция Jyllands-Posten извинилась за оскорбление религиозных чувств мусульман, однако выступила в защиту своего права на свободу слова. Ведущие европейские газеты в знак солидарности с датскими коллегами перепечатали карикатуры, а в октябре 2006 датский суд постановил, что в карикатурах нет состава уголовного преступления. В ответ в Иране был проведен конкурс на лучшую карикатуру по теме Холокоста. Его организаторы заявили, что конкурс должен был стать тестом на толерантность для стран Запада, борющихся за свободу слова.