Среди свежих нападок Путина на свободу – законопроект, который ограничит финансирование из-за границы неправительственных организаций и введет требования о регистрации, которые будут держать эти организации под кремлевским каблуком; решение суда, которое может запретить правой партии "Родина", единственному оппозиционному претенденту, имеющему реальные шансы, участвовать в парламентских выборах; допросы, аресты и попытки лишить права на профессиональную деятельность адвокатов, которые смеют защищать врагов Кремля; фиктивные выборы в Чечне.
Хотя Россия оказывала помощь Соединенным Штатам и Европе в поиске выхода из иранского ядерного тупика, она планирует продавать Тегерану ракеты "земля-воздух". Москва также не преминула нажиться на принципиальной позиции администрации Буша, выступающей против кровавой расправы с протестующими в Узбекистане. После того как узбеки объявили, что выгонят американские силы с военных баз в своей стране в ответ на американское давление по вопросу о соблюдении прав человека, Россия пообещала усилить военное сотрудничество с Узбекистаном.
К несчастью, у администрации Буша почти нет рычагов давления, чтобы убедить Путина умерить свои все более авторитарные порывы. И любая попытка Соединенных Штатов возвести заграждения на пути принятия России в ВТО, за что выступают некоторые представители конгресса, скорее всего, обернется негативными последствиями. (Перевод на сайте Inopressa.ru)
Во-первых, экономические реформы, которые требуются от России для членства в ВТО, помогут построить в стране процветающий свободный рынок, что соответствует интересам США. Во-вторых, такая попытка заставит ведущих российских националистов прийти к выводу, и совершенно справедливо, что США дискриминируют Россию, позволяя Китаю вступить во Всемирную торговую организацию, а это разожжет российскую паранойю, согласно которой Запад пытается не допустить, чтобы его старый враг выбрался из нищеты и преодолел слабость.
И все же пришло время для администрации Буша пересмотреть свои отношения с Россией. Во-первых, США должны перестать называть ее демократией. Россия не демократия. Госдепартамент должен приостановить программы обмена в законодательной области с не имеющей собственного мнения Госдумой, которая быстро теряет право называться настоящим парламентом.
Президент Буш должен предупредить, что Россия следует в неверном направлении, и должен поставить свои отношения с Путиным на более деловые рельсы. Он должен сотрудничать во многих сферах, где сотрудничество по-прежнему возможно, однако отказаться от краснобайства о том, что Россия и США разделяют понимание свободы и прав человека и связаны общими ценностями.
Как ни печально, пришло время признать, что Запад допустил ошибку, преждевременно впустив Россию при Борисе Ельцине в "большую семерку" индустриальных стран. Механизма приостановки членства России в структуре, которая сейчас называется "большой восьмеркой", нет. 1 января Россия станет президентом эксклюзивного клуба ведущих мировых демократий. А следующим летом Путин проведет первый саммит "большой восьмерки" в России, в Санкт-Петербурге. Путин планирует роскошные празднования по поводу пика своего второго срока с целью представить Россию как одну из ведущих мировых демократических держав. Американские дипломаты должны приступить к работе с другими странами "большой восьмерки", чтобы отказать Путину в этой возможности попозировать фотографам в окружении их лидеров.
Бывший канцлер Германии Герхард Шредер установил с Путиным близкие отношения независимо от Евросоюза или трансатлантического альянса. Приход канцлера Ангелы Меркель, которая более осторожно относится к России, открывает для Германии и США возможность объединиться и общими усилиями оказать давление на Путина. Хотя было бы контрпродуктивно бойкотировать санкт-петербургский саммит, его нужно превратить в форум для выражения озабоченности железным кулаком правления Путина.
Россия заметно становится менее демократичной, однако российское общество и экономика во многом стали свободнее, чем когда-либо
Российские гражданские группы и неправительственные организации обладают мощным потенциалом и вполне жизнеспособны, точно так же, как те, что существуют в Западной Европе и Америке. К сожалению, сейчас в России этот сектор – правозащитники, экологические организации, политические научно-исследовательские центры, даже деятели, занимающиеся общественным здравоохранением, – находится под угрозой, пишет The New York Times.
Последний вызов, брошенный гражданскому обществу, исходил от законодательной ветви. Представители путинской партии и других фракций в Госдуме, нижней палате парламента, предложили законопроект, который помимо прочего не позволит иностранным некоммерческим организациям открывать офисы в России, а иностранным капиталам – спонсировать российские организации, которые будут заподозрены в неопределенной "политической" деятельности.
Даже ограниченные гранты, допустимые в рамках существующего закона, будут согласно новому закону облагаться налогами, как если бы это были прибыли корпорации, по ставкам в районе 40%. Это затронет практически все некоммерческие организации. (Перевод на сайте Inopressa.ru)
Дума приняла этот законопроект в первом чтении при соотношении голосов 370 к 18. Прежде чем закон вступит в силу, он должен быть принят еще в двух чтениях, следующее из которых назначено на 16 декабря.
Если эта мера получит статус закона, это положит конец плюрализму в России и культурному контакту между обществами. Это будет являться вопиющим нарушением обязательства, взятого на себя президентом Путиным перед многочисленными лидерами стран Запада по укреплению таких связей.
Его принятие, помимо прочего, ведет к перспективе того, что Путин будет выступать в качестве председателя саммита "большой восьмерки" в то время, когда в его стране закон положит конец контактам с мировым сообществом.
По мнению издания, если такое случится, контраст с прошлым саммитом в Глениглз, Шотландия – где неправительственные организации со всего мира провозгласили намерение сделать бедность достоянием истории – будет исключительно ярким. К несчастью, это укрепит позицию тех, кто заявляет, что России вообще нет места в "большой восьмерке".
Российские чиновники и законодатели отреагировали на критику в адрес этого законопроекта, сказав, что всего лишь пытаются предотвратить вмешательство извне во внутренние политические дела.
Хотя такой ответ вызывает в памяти неприятные параллели с советскими временами, российское правительство заинтересовано в том, чтобы защитить целостность избирательного процесса и политических кампаний. В конце концов, другие страны, и наша в том числе, стремятся к тому же – однако им удается добиться этого, не отрезая свою страну от всего остального мира.
В действительности цель предложенного законопроекта намного шире. Высокопоставленные российские чиновники называют неправительственные организации "пятой колонной" российского общества или даже ширмой для иностранных разведслужб. Если этот законопроект вступит в силу, правительство будет иметь в своих руках власть, достаточную для того, чтобы закрыть неправительственные организации просто потому, что их взгляды и деятельность покажутся ему неудобными.
Инициатива Кремля отражает нежелание тех, кто обладает властью в российском государстве, примириться с тем, что гражданское общество им неподконтрольно. Для американцев и европейцев это фундаментальный принцип. Невозможно претендовать на звание современного государства без этого.
Те из нас, кто твердо стоит за укрепление партнерства с Россией и верит, что там возможно создание современных политических, экономических и социальных институтов, должны подать недвусмысленный сигнал России: такой закон делает эту цель недостижимой. Президент Буш, очевидно, поднял этот вопрос на встрече с президентом Путиным в Южной Корее в прошлом месяце, и мы надеемся, что он и его администрация и впредь будут об этом говорить.
Однако президент Путин должен получать такие сигналы не только со стороны США. Европейские лидеры, как в правительствах, так и вне правительств, заинтересованы в этом вопросе не меньше США. Европейские организации выстроили активные и успешные партнерства с независимыми российскими организациями. Отношения Европы с Россией были бы далеки от нормы, если бы таких партнерских связей не существовало.
Президент Путин сказал, что рассмотрит поправки к законопроекту, потому что "гражданское общество в России не должно пострадать". Однако проблема этого законопроекта не в одиозности формулировок, а в основополагающих целях, а это исправить невозможно.
Россия стоит перед выбором: влиться в общий поток со всем мировым сообществом или продолжать загонять себя в водоворот изоляции и реакционности. Для европейцев и американцев, которые хотят увидеть Россию в мейнстриме мирового сообщества и считают, что для совместной работы есть множество причин, данный законопроект является серьезным предостережением о том, какой выбор может быть сделан. Хорошим советом Путину, очевидно, было бы следующее: положить законопроект под сукно и начать все с начала.