Гитлер любил слушать арии Шаляпина и музыку в исполнении основателя Израильского филармонического оркестра
www.axishistory.com
В найденном недавно музыкальном архиве Гитлера содержатся произведения русских композиторов: Чайковского, Бородина и Рахманинова. Кроме того, некоторые музыкальные произведения записаны в исполнении музыкантов-евреев, пишет газета The Times (полный текст - на сайте InoPressa.ru). Капитан советской разведки Лев Безыменский обнаружил музыкальную коллекцию Гитлера в мае 1945 года в его берлинской канцелярии и забрал с собой.

Лев Безыменский до конца своих дней не рассказывал о находке, поскольку, утверждает британское издание, опасался обвинений в мародерстве. Но он оставил письмо, в котором поясняет происхождение сотен пластинок. Как писал Безыменский, они содержат "классические произведения в исполнении лучших оркестров Европы и Германии с участием лучших солистов той эпохи". The Times ссылается на германский журнал Der Spiegel, корреспонденты которого смогли ознакомиться с составленной Безыменским описью и музыкальной коллекцией только после того, как летом 2007 года 86-летний ветеран умер.

Среди сотен граммофонных пластинок, найденных в коллекции Гитлера, советский разведчик с изумлением нашел произведения русских композиторов. На всех записях видны печати: "Штаб-квартира фюрера". Пластинки были упакованы, возможно, для эвакуации, т.к. окружение Гитлера до последнего надеялось убедить его покинуть Берлин и направиться в Южную Германию или за рубеж.

Британское издание отмечает и "еврейский след" в музыкальной коллекции Гитлера. Так, один из концертов Чайковского исполнен скрпипчом-виртуозом Брониславом Губерманом, польским евреем. Губерман, который покинул Европу, еще в 1936 году основал Палестинский оркестр, преемником которого стал Израильский филармонический. Австрийский пианист Артур Шнабель, чью мать фашисты уничтожили по этническим мотивам, невольно сыграл для фюрера - в рейхсканцелярии оказалась также запись музыкального произведения в исполнении Шнабеля.

Сведений о том, чью музыку Гитлер слушал чаще, нет, потому что никакая документация не поддерживалась. О том, что фашистский вождь предпочитал музыку русских композиторов, косвенно свидетельствуют характерные царапины, оставленные на пластинках Бородина, Рахманинова и Чайковского.

Как известно, Гитлер пропагандировал "расово чистую" германскую музыку, особенно произведения Рихарда Вагнера. Произведения, написанные "недочеловеками", прежде всего евреями и славянами, он запрещал. Подробно о музыкальных вкусах Гитлера - по крайней мере, о таких, какие он провозглашал - рассказывает портал "Семь сорок". В статье "Музыка как политический инструмент Третьего рейха" говорится: "Гитлер мобилизовал Баха, Генделя, Бетховена, Брукнера и Вагнера, чтобы расшевеливать массы музыкальным языком, который был чисто германским. Сегодня, когда речь заходит о культуре, нацистов обычно вспоминают по тому, против чего и против кого они были. В музыке они были против еврейских композиторов, таких как Мендельсон, Мейербер и Малер, еврейских авторов либретто, таких как Стефан Цвейг и многих еврейских музыкантов. Также они были против атональной и авангардной музыки Арнольда Шонберга, Албана Берга и Курта Вайля, а также джаза, свинга и всего, что ассоциировалось с черной американской музыкой".

Научный сотрудник Стенфордского университета Джеймс Кеннуэй сказал, что не слишком удивлен музыкальной коллекцией Гитлера. Он отметил, что на самом деле музыкальная политика Третьего рейха была нечеткой, и выбор композиторов, чьи произведения одобрялись к публичному исполнению, мог зависеть от отношений со странами их происхождения в данный конкретный момент. Единственное, что вызывает удивление, так это наличие произведений в исполнении музыкантов-евреев, которое выбивается из последовательной политики антисемитизма, проводившейся официальным Берлином. Сам Гитлер заявлял в своем программном произведении "Моя борьба", что евреи ничем не проявили себя в таких основных видах искусства, как архитектура и музыка.

Издание отмечает, что, хотя Гитлер увлекался музыкой, и прослушивание граммофонных пластинок для него было основным видом отдыха, сам он не отличался хорошим музыкальным слухом, а уроки игры на фортепиано, которыми Адольф занимался в юности, музыкального таланта в нем не выявили.

The Times заключает свою статью списком "пяти пластинок, которые Гитлер взял бы с собой на необитаемый остров":

1. Фортепианные сонаты Бетховена, сочинения №№ 78 и 90.
2. Увертюра оперы "Летучий голландец" Вагнера. Исполнение Байрейтского оркестра, дирижер - Хайнц Титьен.
3. Русские арии, в том числе "Смерть Бориса Годунова" из оперы Мусоргского, в исполнении Федора Шаляпина.
4. Чайковский, концерт для скрипки. Исполнение Оркестра Государственной Берлинской оперы. Солист - Бронислав Губерман.
5. Моцарт, соната для фортепиано №8 ля-минор в исполнении Артура Шнабеля.