Сообщение от анонимного источника получил репортер Suddeutsche Zeitung Бастиан Обермайер, пишет The Washington Post. "Здравствуйте. Это Джон Доу. Заинтересованы в данных?" - говорилось послании. Имя Джон Доу в английском языке традиционно используется для обозначения анонимов. Журналист ответил на сообщение согласием, после чего получил от анонима файлы с 11,5 миллиона документов. В распоряжении редакции оказались оцифрованные записи панамской юридической фирмы Mossack Fonseca, специализирующейся на регистрации офшоров, за 40 лет.
Данные от "Джона Доу" журналисты Бастиан Обермайер и его коллега Фредерик Обермайер получили еще в 2014 году. Со временем обработка этих сведений переросла в уникальный совместный международный журналистский проект. Результаты расследования были опубликованы в воскресенье 3 апреля текущего года. "Панамские документы" раскрывают сеть офшоров по всему миру, часть из которых создавались для уклонения от налогов или маскировки противозаконной деятельности.
Прошло уже больше года с тех пор, как Бастиан и Фредерик Обермайеры получили документы Mossack Fonseca, но источник информации и цель ее отправки по-прежнему неизвестны журналистам. При этом сотрудники немецкого издания намерены оберегать свой источник информации и стараются не раскрывать о нем никаких сведений. "Мы не можем рассказать, как часто и когда мы с ним общались и поддерживаем ли мы сейчас эти контакты, - сообщил Обермайер. - Мы вели диалог различными способами - всегда по защищенным каналам связи. Бывали дни, когда я общался со своим источником больше, чем со своей женой. Нам было о чем поговорить".
Обермайер рассказал лишь об одной просьбе своего анонимного источника. "Джон Доу" написал журналисту: "Я хочу, чтобы вы опубликовали эти материалы и сообщили обществу об этих преступлениях". По словам журналистов, источник "Панамских документов" никогда не просил денежной компенсации.
Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ), к которому немецкая Suddeutsche Zeitung обратились за помощью в расследовании, также предпринял максимальные меры предосторожности и конспирации. К проекту, получившему название "Прометей", со временем были привлечены 370 журналистов из сотни СМИ более чем в 70 странах, поэтому не раскрывать информацию было непросто.
Защита техники - это важно, но "иногда самым слабым звеном бывают люди", отметила менеджер ICIJ Марина Уокер. По ее словам, они предупреждали всех участников расследования: "Не оставляйте ваши компьютеры открытыми. Не подключайтесь к WiFi в кафе. И если потеряете свой телефон, то скажите нам об этом".
Журналисты из разных стран условились обмениваться полученными сведениями и воздерживаться от их публикации до тех пор, пока это организованно не сделает ICIJ. Порядок работы был установлен на встречах, проводившихся в минувшем году в Вашингтоне, Мюнхене и Йоханнесбурге. Как отмечает The Washington Post, эти меры удивительным образом сработали и утечек данных о подготовке публикации не было.
Накануне организация WikiLeaks, получившая известность благодаря публикации секретных документов руководства США, назвала офшорный скандал атакой на президента РФ Владимира Путина, спонсированной Агентством США по международному развитию (USAID) и Фондом Сороса. Тот факт, что американское правительство напрямую финансирует атаку на Путина, ставит под сомнение ее честность, заключили в WikiLeaks.
В организациях, занимавшихся расследованием, не скрывают, что получают средства от USAID и Фонда Сороса. Тем не менее в Центре по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) утверждают, что в публикации "Панамских документов" государственные структуры не участвовали. Кроме того, в организации отрицают, что целью расследования было именно очернение Путина. "И ради этого мы бы запятнали репутацию стольких людей по всему миру? Это ерунда", - заявил сооснователь OCCRP Дрю Салливан.
Утечка огромного архива конфиденциальных документов панамской фирмы Mossack Fonseca пролила свет на огромную сеть офшорных компаний, которую использовали, среди прочих, ряд политиков, чиновников и спортсменов. Изначально архив был передан газете Suddeutsche Zeitung анонимным источником. Затем к расследованию подключились Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (Organized Crime and Corruption Reporting Project, OCCRP), Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ), а также журналисты The Guardian, российской "Новой газеты" и других изданий по всему миру. Чтобы расширить расследование и доказательную базу, журналисты привлекли свои источники и использовали множество других, сторонних документов. Эта работа заняла почти год.