Как пишет сегодня Le Temps (перевод на сайте Inopressa.ru), согласно различным источникам, западные и российские спецслужбы направили в Ирак специальные группы с целью завладеть этим сокровищем, прежде чем оно раскроет кому-то другому свои "неудобные" секреты. Речь идет о 25 годах дипломатических, торговых, военных и научно-технических отношений между западными странами и тем, кто сегодня стал изгоем планеты. На эти годы приходится период с конца 70-х до начала 80-х годов, когда Ирак, воевавший с хомейнистским Ираном, широко пользовался помощью Запада при разработке своей программы создания оружия массового поражения.
"Что откроется миру, когда война закончится? - задался недавно вопросом Уильям Сефайр, репортер New York Times. - Какие страны тайно помогали Саддаму создавать оружие террора?"
А на страницах Washington Post Кеннет Тиммерман, автор нашумевшей книги "Лобби смерти: как Запад вооружал Ирак", даже пригрозил через океан: "Тогда разговор будет совсем другим. И вы, немцы, будете выглядеть не в лучшем свете".
Ему можно поверить, пишет швейцарская газета. Несмотря на санкции, введенные против Ирака ООН в 1991 году после войны в Заливе, германские фирмы продолжали поставлять Багдаду запрещенное оборудование. Некоторые руководители этих компаний даже предстали перед судом, но далеко не все. И, как предсказывает на страницах журнала Spiegel германский эксперт по проблемам безопасности, великий разбор иракских архивов "напомнит нам досье "штази" (восточногерманской разведки - InoPressa.Ru). Даже когда считалось, что о деле все досконально известно, информация, содержавшаяся в этих досье, приносила множество сюрпризов". Германский юрист, слова которого также приводит журнал, считает, что "когда американцы наложат руку на иракские архивы, мы увидим лавину новых процессов" над руководителями фирм, нарушавших эмбарго.
Остается узнать, кто именно - ЦРУ, русские, французская DGSE или британская MI-6 - прибежит к финишу первым. Как пишет российская "Независимая газета", иракский режим уничтожил все документы, касающиеся своей программы создания оружия массового поражения, как только убедился, что войны не избежать. Тем не менее, как утверждает газета, СВР и ГРУ продолжают работать в Багдаде, чтобы захватить архивы саддамовских спецслужб, и в частности перехватить и вывезти в Москву списки его агентуры по всему миру. Газета напоминает, что после падения в 1989 году Берлинской стены ЦРУ вошло в контакт с бывшим шефом "штази" Маркусом Вольфом, предложив ему политическое убежище и решение всех финансовых проблем в обмен на имена всех его агентов, работающих на Западе. "Независимая газета" выдвигает даже предположение, что целью февральского визита в Багдад Евгения Примакова, ветерана арабской и ближневосточной политики Москвы и бывшего шефа СВР, было обговорить детали эвакуации людей Москвы и даже части архивов, о которых идет речь.
О чем умалчивает московская газета, так это о том, что российскому правительству есть что скрывать относительно его собственного сотрудничества с Багдадом - и не только в области помощи в создании химического, бактериологического или ядерного оружия, считает Le Temps. Речь, как пишет издание, идет и о поставках военного оборудования, которые, как подозревается, Москва продолжала осуществлять вплоть до первых дней войны: это и приборы ночного видения, и глушители GPS-сигналов, выводящие из строя средства лазерного наведения союзников, и противотанковые ракетные комплексы "Корнет", наносящие большой урон американской бронетехнике.
Может ли хоть одна западная страна утверждать, что ей нечего бояться обнародования архивов Саддама? Например, Патрик Сил, видный британский востоковед и специалист по современному Ближнему Востоку, считает, что интересно было бы узнать об истинном характере американо-иракских отношений в 80-е годы, "когда иракский посол в Вашингтоне был любимцем США". Общеизвестно, что в те времена, когда Ирак вольготно жил на нефтяную ренту, американские компании активно экспортировали в эту страну свою продукцию, в том числе компоненты для создания неконвенционального оружия. Что такие деятели, как нынешний вице-президент Дик Чейни или нынешний министр обороны Дональд Рамсфельд - самые яростные сегодня сторонники свержения Саддама Хусейна, - посещали Багдад в тот период, когда Ирак был стратегическим союзником США в борьбе против Исламской Республики Иран. "И потом, - спрашивает британский историк, - чем можно объяснить столь резкий поворот американской политики в конце 80-х годов? Что на самом деле сказала иракцам Эйприл Гаспри, американский посол в Багдаде, за несколько дней до вторжения в Кувейт в 1990 году?"
Политические землетрясения
Список таких вопросов можно продолжать до бесконечности. Как напоминает Патрик Сил, "палестинская террористическая группировка Абу Нидаля была создана в Багдаде в 70-е годы. Но, как и почему это было сделано, до сих пор никто не знает". Неизвестно точно и об обстоятельствах смерти самого Абу Нидаля, убитого летом прошлого года в Багдаде. "Но что известно, так это то, что многие западные государства уступили его шантажу в 80-е годы, чтобы не стать жертвами его террористических акций". Короче говоря, в иракских архивах есть все, чтобы вызвать политические землетрясения по всему миру - по сценарию того, кто первый завладеет ими.