Французы вообще в значительном большинстве своем настроены против войны в Ираке, а следовательно, поддерживают позицию, выраженную Жаком Шираком
Euronews
"Хотя население единодушно в осуждении интервенции в Ираке, оно демонстрирует подлинное многообразие мнений и различие точек зрения". Этой фразой Пьер Жакометти, руководитель группы службы Ipsos по проведению социологического опроса, заказанного газетой Le Figaro (перевод на сайте Inopressa.ru), подчеркивает факт, который иногда забывают: если вы француз и одновременно мусульманин, это может в чем-то отличать вас от ваших соотечественников-немусульман, но не следует рисовать на этом основании карикатурный образ изолированной "общины" в Республике, которая, как справедливо считается, отвергает всякое некритическое единодушие.

Французы вообще в значительном большинстве своем настроены против войны в Ираке, а следовательно, поддерживают позицию, выраженную Жаком Шираком. По данным опроса, французы-мусульмане осуждают эту войну почти единодушно (94%); 62% из них занимают скорее сторону Ирака. При этом антиамериканской позиции придерживается 25% всех французов, независимо от происхождения и религиозной принадлежности. В данном случае очевидно, что речь скорее идет о поддержке населения, страдающего от бомбардировок, чем о симпатиях к Саддаму Хусейну.

Многие французские мусульмане, опрошенные Ipsos, позитивно оценивают политику министра внутренних дел Николя Саркози (55%), в том числе его деятельность по усилению борьбы с нелегальной иммиграцией (55%). Впрочем, эта оценка колеблется в зависимости от возраста и политической ориентации респондентов.

При внимательном рассмотрении результатов опроса обнаруживаются, однако, подлинные мотивы тревоги по поводу перспектив социальной интеграции французов мусульманского происхождения в условиях республиканского строя. Обычно считается, что в выборах стабильно не участвует 8% населения страны. Среди опрошенных эта доля составила 33%. Что еще серьезнее, молодые респонденты чаще, чем старшее поколение, причисляют себя к сторонникам "интегристского" ислама. Во всяком случае, они составляют то, что Пьер Жакометти называет "более выраженным ядром радикализма".

Некоторые цифры поражают: 78% опрошенных считают, что исламские ценности совместимы с республиканскими ценностями. Среди респондентов моложе 25 лет доля таковых не превышает 68%.

95% опрошенных выступают за равенство мужчин и женщин. Среди лиц в возрасте от 18 до 25 лет так считает лишь 87%. 40% опрошенных - за запрещение ношения мусульманского платка в школе. Среди лиц от 18 до 25 лет этот запрет одобряют лишь 28%. Такую же разницу - примерно в 10 пунктов - мы наблюдаем в отношении к тому, что касается запрета на чтение проповедей для имамов-фундаменталистов, на финансирование мечетей иностранными государствами и др. По каждому из этих вопросов молодежь высказывает более радикальную точку зрения, чем представители старшего поколения. Молодые респонденты также в большей степени выражают солидарность с иракским населением и более откровенно желают поражения англо-американской коалиции. Так, 64% французских мусульман в возрасте до 25 лет "скорее не желают" победы западным войскам.

Можно считать естественным, что практикующие мусульмане более благожелательно, чем не практикующие, относятся к расширению сети коранических школ, более враждебно воспринимают запрет на ношение мусульманского платка в школе и финансирование мечетей из заграничных источников. И все же обоснованность шага, предложенного Николя Саркози, вызывает некоторые сомнения. Его идея о том, что создание мусульманской религиозной структуры сократит влияние радикального ислама и будет способствовать интеграции приверженцев этой религии в республиканское общество, выглядит довольно смелой. Только 57% опрошенных (среди молодежи до 25 лет - лишь 40%) слышали о предстоящем учреждении Французского совета мусульманской религии. И только 56% респондентов (то есть примерно каждый второй) считают, что этот орган сможет воспрепятствовать распространению исламского фундаментализма во Франции.

Как следует понимать разделяемое подавляющим большинством опрошенных (78%) мнение о том, что ценности ислама совместимы с ценностями республиканского строя? И их пожелание появления "французского ислама"? При ознакомлении с результатами опроса можно усомниться в том, что французы-мусульмане смотрят на Республику теми же глазами, что и французы-немусульмане. И действительно ли, задается вопросом издание, французы-мусульмане поддерживают то, что Николя Саркози называет "французским исламом", или скорее мечтают об утверждении ислама во Франции?