Профессор Стив Джонс
ucl.ac.uk

Процесс эволюции человека завершается, так как все меньше мужчин становятся отцами в старшем возрасте, пишет The Times, приводя мнение одного из ведущих генетиков - профессора Стива Джонса из University College London. По данным Джонса, мужчины, которые заводят детей после 35 лет, с большей вероятностью передают им изменения генотипа. Сегодня профессор выступает в университете с лекцией под названием "Эволюция человека закончилась".

Как отмечает ученый, существует три компонента эволюции: естественный отбор, мутация и случайные изменения генотипа. "Совершенно внезапно выяснилось, что вследствие перемен в модели полового поведения интенсивность мутации человека упала", – рассказал профессор Джонс в интервью The Times. (Полный текст на сайте InoPressa.ru).

"Перемены в социальной сфере зачастую влияют на генетическое будущее человека", – сказал ученый, приведя в пример брачную модель и феномен контрацепции. Хотя генотип может изменяться и под воздействием химикатов или радиоактивного загрязнения, одна из самых важных побудительных причин мутации – преклонный возраст мужчин.

Это объясняется тем, что деление клеток у мужчин с возрастом ускоряется. "Всякий раз, когда происходит деление клетки, возникает вероятность ошибки, мутации, сбоя, – сказал он. – Для мужчины, становящегося отцом в 29 лет (средний возраст деторождения на Западе), между той спермой, которой он был зачат, и той, которую выделяет он сам, существует примерно 300 различий, и каждое из них может стать причиной ошибок.

В случае отцовства в 50-летнем возрасте этот показатель значительно превышает тысячу. Поэтому снижение количества возрастных отцов оказывает существенное влияние на интенсивность мутаций".

Профессор Джонс добавил: "В былые времена влиятельный мужчина мог иметь сотни детей". Он привел в пример плодовитого правителя Марокко Мулая Исмаила, окончившего свои дни в XVIII столетии: говорят, от него родилось 888 детей. Предполагается, что для совершения этого подвига Исмаилу приходилось совокупляться в среднем с 1,2 женщины в день на протяжении 60 лет.

Другой фактор – ослабление естественного отбора. "В древние времена половина нынешних детей умерли бы, не дожив до двадцати. В наши дни в западном мире 98% из них доживают до 21 года".

Снижение количества случайных изменений также способствует этой тенденции. "Люди похожи друг на друга в 10 тысяч раз больше, чем следовало бы, если исходить из законов животного мира, и все это благодаря земледелию. Если бы не было освоено возделывание сельскохозяйственных культур, популяция человека к нынешним временам, вероятно, достигла бы полумиллиона особей – то есть была бы приблизительно равна населению Глазго. Небольшие изолированные популяции могут эволюционировать в произвольном направлении, поскольку имеет место случайная потеря генов. Но в международном масштабе все популяции оказываются связаны между собой, и вероятность случайных изменений сокращается. История творится в постели, но в наши дни постели постоянно сближаются. Смешиваясь, мы сливаемся в глобальную массу, и наше будущее - коричневое".