"В отношении задержанных активистов ПИВТ возбуждены уголовные дела по статьям 179 ("Терроризм"), 187 ("Организация преступного сообщества"), 189 ("Возбуждение национальной, расовой, местнической или религиозной вражды") 306 ("Насильственный захват власти"), 307 ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности") и 313 ("Вооруженный мятеж") Уголовного кодекса Республики Таджикистан", - говорится в сообщении Генпрокуратуры.
Ранее прокуратура сообщала о задержании 13 активных членов ПИВТ, включая трех зампредседателя ПИВТ Умарали Хисайнова, Вахидхона Косиддинова и Махмадали Хаитова. Среди задержанных также были глава ученого совета ПИВТ известный богослов Зубайдулло Розик, глава ячейки партии по районам республиканского подчинения Рахматулло Джобир, советник председателя Партии исламского возрождения Таджикистана по правовым вопросам Зарафо Худжаева, а также главный редактор партийной газеты "Наджот" Абдукахор Давлятов.
Их, а также остающегося пока на свободе председателя ПИВТ Мухиддина Кабири обвинили в причастности к событиям сентября 2015 года, передает радио "Свобода". Тогда в Таджикистане произошел ряд нападений на сотрудников органов внутренних дел в городах Вахдат и Душанбе. Погибли девять силовиков. По данным МВД, нападениями руководил замминистра обороны страны Абдухалим Назарзода. В тот же день он был уволен с формулировкой "за совершение преступления".
Сообщалось, что после нападений Назарзода с сообщниками укрылся в горах в Рамитском ущелье на территории Таджикистана. МВД страны провело спецоперацию, в ходе которой свыше 30 мятежников были ликвидированы, более 140 задержаны. Во время спецоперации погибли также 14 силовиков.
29 сентября Верховный суд Таджикистана признал Партию исламского возрождения Таджикистана террористической и запретил ее деятельность на территории республики. Вместе с тем МВД страны 3 октября сообщило, что лица, которые добровольно покинут партию, не будут привлекаться к уголовной ответственности.
СМИ писали, что таким образом из руководителей ПИВТ на свободе остался только лидер партии Мухиддин Кабири. До февраля 2015 года он был депутатом парламента Таджикистана. Однако сразу после очередных выборов в законодательный орган 1 марта выехал в Европу и заявил, что не будет возвращаться на родину из-за опасений политически мотивированного уголовного преследования. С тех пор Кабири уже почти полгода находится за рубежом и, по некоторым данным, проживает вместе с семьей в Турции в ожидании получения статуса политического беженца.
Сам Кабири категорически отрицает предъявленные ему и партии обвинения, называя их необоснованными и нацеленными лишь на закрытие ПИВТ. Задержанные члены партии также отрицают всякую причастность к событиям сентября 2015 года, отмечает радио "Свобода".
Организация Amnesty International выступила с призывом к мировому сообществу не допустить пыток членов ПИВТ, которые она считает весьма вероятными. В защиту ПИВТ выступила американская правозащитная организация Freedom House, которая подвергла США критике за "молчаливую реакцию" на закрытие партии.
В ООН раскритиковали Таджикистан за запрет Партии исламского возрождения. В управлении верховного комиссара ООН по правам человека (OHCHR) заявили, что в Таджикистане наблюдается растущая угроза нарушения прав человека, и призвали власти страны "обеспечить соблюдение международного права в ходе борьбы с терроризмом и экстремизмом".