Министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки не верит в вероятность нанесения США или Израилем военного удара по Исламской Республике
Архив NEWSru.com
Министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки не верит в вероятность нанесения США или Израилем военного удара по Исламской Республике. Об этом он заявил в интервью американскому журналу Newsweek.

Вместе с тем Моттаки положительно оценил недавнее решение США подключить к переговорам европейских стран с Ираном одного из своих самых влиятельных дипломатов - Уильяма Бернса. Это решение может стать "действенной мерой", считает руководитель МИД ИРИ, сообщает ИТАР-ТАСС.

Заявление Моттаки связано с появляющимися в последнее время сообщениями о том, что США и Израиль прорабатывают силовой сценарий решения иранской проблемы. В частности, сообщалось, что правительство Израиля намеревалось нынешней весной нанести удар по Ирану, однако президент США Джордж Буш заявил, что не поддержит израильскую акцию, и вообще не будет рассматривать этот вопрос до конца своего президентства.

Как сообщалось, решение Буша не одобрять удар по Ирану основывалось на двух факторах. Во-первых, США обеспокоены вероятными ответными действиями Ирана – вполне возможно, что начнется, в числе прочего, кампания нападений на американских военнослужащих и гражданских лиц в Ираке и Афганистане, а также нарушится судоходство в Персидском заливе.

Во-вторых, США опасаются, что Израилю не удастся одним-единственным ударом – даже если будут задействованы десятки самолетов – вывести иранские ядерные объекты из строя. Израиль не может осуществить череду авианалетов в течение нескольких дней, не рискуя ввязаться в полномасштабную войну. Таким образом, за плюсы такого удара придется платить слишком дорого.

Во время своего визита в Лондон в ноябре прошлого года Ольмерт лично заявил о возможности такого удара, отметив, что для прекращения иранской ядерной программы недостаточно одних санкций.

Отказ Буша одобрить удар и откровенный намек на то, что своего мнения он не изменит, наверняка положат конец предположениям, будто Вашингтон готовит "октябрьский сюрприз" накануне президентских выборов в США. Некоторые аналитики уверяют, что Буш одобрит израильский удар, чтобы укрепить позиции Маккейна – созданием прямо перед выборами кризиса в сфере безопасности. Другие высказывают гипотезу, что в случае победы Обамы самый ярый "ястреб" Белого дома – вице-президент Дик Чейни – захочет в финальные недели президентства Буша сорвать ядерную программу Ирана.

Иран неоднократно заявлял, что в ответ на любые нападения применит силу. По мнению некоторых аналитиков западных правительств, это может предполагать, в том числе, указания ливанскому шиитскому движению "Хизбаллах" нанести удар по США.

США обвиняют Иран в проведении тайных ядерных исследований, целью которых может быть создание оружия массового уничтожения. Официальный Тегеран решительно отвергает эти обвинения, заявляя, что иранская ядерная программа преследует исключительно мирные цели. В то же время Израиль рассматривает своего мусульманского соседа, как единственное государство на Ближнем Востоке, располагающее ядерным оружием - в то время как Иран никогда достоверно ни подтверждал, ни опровергал эти подозрения.

Иранские ядерные объекты, официально считающиеся сугубо гражданскими по своему назначению, разбросаны по стране; некоторые из них находятся под землей, в специально укрепленных бункерах.