Считается, что суточные ритмы нашего тела зависят от смены дня и ночи. Однако Стивен Мак-Найт из медицинского центра Техасского университета в Далласе (University of Texas Southwestern Medical Center in Dallas) и его группа установили, что существует второй, дополнительный таймер, который может играть не менее важную роль.
На этой неделе в городе Орландо, штат Флорида, прошла конференция Неврологического общества (Society for Neuroscience), на которой Мак-Найт сообщил, что мыши, в организмах которых отсутствует ген, отвечающий за работу метаболических часов, просто умирают от голода, если изменить время их питания. Как правило, грызуны питаются по ночам. Однако если пищу можно найти только днем, они меняют режим.
Кроме того, по словам ученого, мыши-мутанты перестали спать. Обычно грызуны, прокрутив всю ночь колесо, семь часов спят. Мутанты продолжали бегать еще девять часов. "Это означает, что сон запрограммирован генетически", - сказал Мак-Найт.
У мутировавших мышей отсутствовал ген NPAS2. У обычных мышей этот ген работает ночью, когда активность головного мозга высока и в клетках много химической энергии. NPAS2 следит за включением и выключением остальных генов. Особенно высока его активность в передней части головного мозга, где перерабатываются физические ощущения и эмоции.
Исследователи считают, что в разных частях тела работают разные виды часов. Предполагается, что за их синхронизацию отвечают часы в головном мозге, так называемые "супрахиазматические ядра".
По мнению Стивена Мак-Найта, в тот момент, когда изменяется время питания, ответственность берут на себя метаболические часы. Мыши, лишенные NPAS2, не способны менять время приема пищи. "Они становятся рабами света", - сказал Мак-Найт. Обычно два вида часов хорошо взаимодействуют друг с другом.
Исследователь Дэвид Берсон из Университета Браун на Род Айленде (Brown University in Rhode Island) , сказал, что NPAS2 воздействует на мотивационный центр, заставляющий животных искать пищу. "Я не удивлюсь, если окажется, что это еще не все", - заметил он.