Как отмечается в докладе организации, пандемия коронавируса способна как ускорить тенденцию к сокращению демократических ценностей, так и укрепить уровень демократии в тех или иных странах. При этом все больше мировых государств отказываются даже притворяться демократическими, и в особенности это касается так называемых стран переходного периода - европейских и азиатских государств бывшего социалистического блока. В частности, Венгрия, Сербия и Черногория в 2020 году перешли из группы стран с демократическими режимами в группу с гибридными режимами. Ухудшились демократические показатели и у Польши, которая перешла в группу стран с полуконсолидированной демократией.
Отмечается, что лидеры этих стран открыто атакуют демократические институты в том числе под предлогом борьбы с коронавирусом: там участились нападки на независимость судебной власти, раздаются угрозы гражданскому обществу и прессе, а парламенты больше не являются центром политических дебатов и надзора за исполнительной властью.
Авторы отчета констатируют "ошеломляющий крах демократии" в 29 так называемых странах переходного периода. На сегодняшний день в регионе меньше демократий, чем когда-либо с момента публикации первого ежегодного отчета в 1995 году. Пандемия коронавируса способствовала еще большей уязвимости граждан перед дальнейшим нарушением их прав, что признают уже и в Евросоюзе.
Согласно рейтингу Freedom House, Россия входит в число семи консолидированных авторитарных режимов среди стран переходного периода, наряду с Туркменистаном, Азербайджаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Казахстаном и Беларусью. Армения, Грузия, Молдова и Украина относятся к категории переходных (гибридных) режимов: в Армении, в частности, наблюдается самое большое за последние два года улучшение демократических показателей, связанное с демократическими выборами и борьбой с коррупцией. А лучше всего дела с демократией и правами человека обстоят в Эстонии, которую авторы отчета относят к категории консолидированных демократий. К этой же категории относятся Литва, Латвия и Словения.
В авторитарных странах переходного периода действующие правители использовали уже имеющийся в их распоряжении контроль над государственными институтами для дальнейшего укрепления своих позиций. Так, казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев ушел в отставку в марте 2019 года только для того, чтобы забрать большую часть власти у назначенного им преемника, Касым-Жомарта Токаева. А президенты Азербайджана, Таджикистана и Туркменистана назначают своих родственников на высокие государственные посты, готовя почву для политических династий.
Кроме того, эти страны стали объектом амбициозной внешней политики Китая, участие которого в жизни переходных государств варьируется от подавления неблагоприятного освещения действий Китая в СМИ до предоставления финансовой помощи коррумпированной элите и снабжения репрессивных правительств технологиями наблюдения за гражданами. По оценке авторов доклада, Китай усиливает свое влияние, приспосабливает решения к местным потребностям, использует институциональные слабости и входит в местные коррумпированные политические и экономические структуры. Такой подход подрывает верховенство закона и прозрачность, что еще больше способствует ухудшению качества управления и репрессиям в том или ином регионе.
Говоря о России, авторы доклада отмечают, что поводом для привлечения властей к ответственности могут стать экологические протесты, однако власти стараются перехватить эту инициативу. Они напоминают об истории мусорного полигона рядом с железнодорожной станцией Шиес: хотя протесты против его строительства были жестко подавлены, в январе 2020 года суд постановил прекратить строительство свалки в Шиесе. Тогда же Кремль задумался о "перезагрузке" лояльной властям Российской экологической партии, чтобы перехватить и возглавить растущую по всей стране экологическую активность.