До некоторого времени связь фактора наличия детей и продолжительности жизни исследовался только в отношении женщин. Два демографа Эмили Грундю и Эйстэйн Кравдаль были первыми, кто занялся темой о связи отцовства и продолжительности жизни. Они доказали, что "папы" тоже живут дольше.
Как они написали в журнале American Journal of Epidemiology, в результате исследования выяснилось, что эффект "материнства" схож для обоих полов. Например, риск смерти матери двоих детей на 50% меньше, чем у бездетной женщины той же возрастной группы (от 45 до 68 лет), а среди мужчин одинакового возраста, у "пап" риск смерти на 35% ниже, чем у бездетных сверстников.
Долголетие женщин, имеющих детей, с одной стороны объясняется физиологическими причинами. В частности, стало известно, что "мамы" реже заболевают некоторыми видами рака, чем бездетные женщины. С другой стороны, на оба пола оказывают влияние социальные факторы. "Родители реже идут на риск, чем люди, не имеющие детей, кроме того, в старости они получают поддержку от своих детей", - объясняют ученые.
Также ученые отмечают и другие факторы, например, образование. Риск смерти у мужчин и женщин с высшим образованием вдвое меньше, чем у людей с начальным образованием той же возрастной группы. А тот, кто живет отдельно или находится в разводе, подвергается большему риску, чем его сверстник, живущий вместе с партнером.
Провести необходимые исследования ученые смогли в Норвегии, где внимательно относятся в статистике и относительно спокойно к защите частной информации. При рождении каждый норвежец получает идентификационный номер, который затем используется в детских садах, школах, у врачей, в финансовых органах и других официальных ведомствах. Этими сведениями без указания личных данных могут пользоваться также ученые.
Таким образом, исследователи проанализировали биографии 1,5 миллиона норвежцев в возрасте от 45 до 68 лет. Рассмотрев более 60 тысяч смертельных случаев, они попытались установить связь между образованием, семейным положением и количеством детей у погибших, с одной стороны, и продолжительностью жизни – с другой.
Несмотря на статистически очевидные данные, в своих выводах Грундю и Кравдаль осторожны. Может существовать и обратная зависимость, когда изначально менее здоровые люди реже имеют детей.
И в этом случае статистика не поможет определить какая связь сильнее. Поэтому Кравдаль отказывается подтвердить, что рождаемость, которая сейчас в Германии растет, укрепляет здоровье нации. "К сожалению, мы не можем делать настолько далеко идущие выводы", – говорит он.