"Это первый случай, когда старший помощник капитана объявил судовую тревогу, когда не дали капитана забрать, потому что фактически дуло автомата было направлено в лоб старпому и было сказано: "Еще раз подобное повторится, будем стрелять", - цитирует "Коммерсант FM" исполнительного директора мурманской компании-судовладельца "Феникс" Юрия Паршева. - То есть там постоянные операции с оружием, катер военный, с военными моряками из Бисау, которые тоже в этой ситуации замешаны. В принципе, это их (гвинейцев) воды, в их водах творится беспредел, учиненный военными моряками Сенегала. Но они (военные Гвинеи-Бисау) в итоге так и не приехали, хотя мы пытались дождаться, ведь информация была, что катер вышел".
Что касается судьбы команды траулера, судовладелец намерен организовать медосвидетельствование пострадавшего капитана. "Медосвидетельствование пока не было проведено, вчера капитан не мог покинуть борт судна, пока шла работа комиссии, постараемся сегодня вывести его в город", - сказал Паршев. Он также напомнил, что второй пострадавшей, буфетчице судна, у которой было подозрение на перелом руки, наложена специальная повязка: "С буфетчицей, в принципе, все понятно, судовой доктор зафиксировал руку".
Напомним, ранее сообщалось, что траулер, осуществлявший лов в водах Гвинеи-Бисау на законных основаниях, был задержан в 46 милях от побережья этой страны военными Сенегала. В Росрыболовстве отмечали, что судно не вело незаконной добычи в водах Сенегала и в момент задержания шло с поднятым тралом - то есть осуществляло переход.
От российской стороны практически сразу начали поступать комментарии о том, что произошедшее не имеет к нарушению режима промысла никакого отношения. "О чем бы мы ни говорили, речь идет о деньгах", - заявлял руководитель Центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев. Во-первых, отмечал он, "идет жесткая конкурентная борьба за рыбные ресурсы в этом районе".
В России заподозрили Greenpeace
А во-вторых, к происшествию может быть причастна организация Greenpeace, высказал предположение ведомства Андрей Крайний: "Науськали, скажем так, сенегальских военных активисты известной организации Greenpeace".
К слову, данная международная организация ранее совершала атаки на "Олега Найденова". В 2012 году Greenpeace объявила, что траулер ведет незаконную ловлю рыбы у африканских берегов. Активисты организации атаковали судно и написали на его борту по-английски и по-французски слово "грабеж". По их мнению, российский траулер вел браконьерский лов в водах Сенегала. А когда его в этом уличили, команда якобы попыталась скрыть название судна и отключила позывные, по которым его можно было "опознать".
По мнению Greenpeace, иностранные суда не имеют права ловить рыбу на пограничном участке между Гвинеей-Бисау и Сенегалом, отмечает "Коммерсант FM". Суда, по мнению активистов, лишают промысла местных жителей, поскольку крупные траулеры способны выловить до 250 тонн в сутки. Экологи утверждают также, что запасы ставриды и сардинеллы в водах Сенегала снизились до критического уровня.
Владелец траулера в свою очередь заявлял после инцидента 2012 года, что судно вело промысел законно и находилось в сенегальских водах официально. Все действия экипажа контролировали местные рыболовные инспекторы, а прикрыть название пришлось из-за покрасочных работ.
А вот действия сенегальских властей вовсе не законны, заявляют и владельцы траулера, и российские чиновники. Как сообщалось, во время задержания военные угрожали экипажу - в составе которого 62 гражданина РФ и 23 гражданина Гвинеи-Бисау - оружием и даже применяли физическую силу. Так, у ряда членов экипажа, как сообщили с борта судна моряки, имеются ушибы от ударов прикладами, у буфетчицы повреждена рука.
"Человек десять поднялись на борт, они мне связали за спиной руки, надели наручники и просто силой препроводили к трапу с попыткой высадить меня и доставить в Дакар. Но в ходе переговоров все-таки удалось прийти к какому-то консенсусу, пришлось идти на то, чтобы вести судно с экипажем именно в Дакар, другого выхода не оставалось просто", - рассказал Первому каналу капитан судна Вадим Мантров. По его словам, задержание больше напоминало военную операцию.
В работе "Найденова" не нашли нарушений
Насколько обоснованным являлся столь жесткий стиль работы сенегальских военных, вопрос по-прежнему открытый. Тем более что специальная комиссия, направленная на борт "Олега Найденова", по последним данным, так и не нашла в работе судна никаких нарушений.
Комиссия Министерства морской экономики Сенегала не выявила нарушений в ходе осмотра судна, заявил ИТАР-ТАСС исполнительный директор компании-судовладельца. По словам Юрия Паршева, в акте осмотра, переданном капитану в присутствии представителя Росрыболовства, какие-либо замечания отсутствуют. Никаких официальных уведомлений о претензиях судовладелец так и не получал.
"В ходе осмотра специалисты Сенегала проверяли судно, документацию, журналы, разрешения, груз и промвооружение. Замечания в акте отсутствуют, что означает отсутствие нарушений. Окончательного ответа властей Сенегала мы ждем 7 января", - сказал Паршев.
По сообщению судовладельца, на 6 января запланирована встреча представителя Росрыболовства с министром морской экономики Сенегала, на вторник - встреча посла России с президентом этой страны. При этом Паршев отметил, что груз - изъять который угрожали власти Сенегала - по-прежнему находится в трюмах траулера. Судно обеспечено электроэнергией, поэтому все морозильное оборудование работает.