Al-Jazeera отмечает, что в случае победы ас-Сиси станет уже шестым высокопоставленным военным во главе Египта со времен первого президента Мохаммеда Нагиба. Единственным гражданским правителем был Мухаммед Мурси, но и он в итоге был смещен военными.
О том, что ас-Сиси примет участие в выборах, стало известно в конце января, когда Верховный совет вооруженных сил страны обратился к нему с таким призывом. К тому же в день заявления военный министр был произведен в фельдмаршалы. В кругу главнокомандующего тогда отметили, что это первый шаг к отставке с поста главы Минобороны для последующего его выдвижения в президенты. Так же расценили повышение зарубежные эксперты.
- Историческая роль армии в арабских странах
Как поясняет ИТАР-ТАСС, по законам Египта, только гражданское лицо может быть зарегистрировано кандидатом в президенты. Поэтому ас-Сиси должен покинуть ряды армии и стать обычным гражданином. Как отмечают местные эксперты, в случае участия ас-Сиси в президентской гонке вряд ли кто-либо из возможных кандидатов составит ему серьезную конкуренцию, так что он с легкостью одержит победу.
59-летний Абдель Фаттах ас-Сиси возглавляет Минобороны с августа 2012 года. Он получил небывалую популярность прошлым летом, когда армия под его руководством отстранила от власти "Братьев-мусульман", сместив исламистского президента Мухаммеда Мурси. Многие египтяне считают ас-Сиси национальным героем и хотят видеть в качестве лидера страны, полагая, что только он сможет вывести ее из острого кризиса.
В то же время сторонники Мурси обвинили его в организации военного переворота, называя "мясником" за силовую зачистку их лагерей протеста и сравнивая с окружением Хосни Мубарака. Который, как известно, и сам успел сделать завидную военную карьеру прежде чем уйти в политику - как и его предшественник Мохаммед Анвар ас-Садат. (После падения режима Мубарака в 2011 году "Братья-мусульмане" выигрывали все выборы без исключения - всего пять, но затем они стали терять поддержку, а их президент Мурси был обвинен в некомпетентности.)
Сам ас-Сиси заявил кувейтской газете: "Я уповаю на Всевышнего и не могу отказать народу моей страны, однако попрошу их о помощи. Наше государство больно, и заболевание это хроническое, которое только усугубилось в последние годы. Народ понимает, что ему досталось тяжелое наследие, а это требует участия всех, чтобы вынести его. Всем нам предстоит действовать сообща, чтобы исцелить нашу Родину от недуга".
Теперь, как ожидается, ас-Сиси должен выступить с обращением к нации, в котором официально объявит о своем окончательном решении. Как передает РИА "Новости", в последние несколько месяцев в Египте параллельно проходят сразу несколько кампаний, нацеленных на выдвижение фельдмаршала на высший государственный пост.
Таким образом, военные по-прежнему контролируют власть в стране. Объясняя, почему летом 2013 года армия вновь пришла к власти, израильская газета "Маарив" писала в конце января: "Армия является фактически единственной силой, которая может попытаться вернуть стабильность в государстве - как с точки зрения безопасности, так и в экономическом плане".
На фоне того, что террористические группировки "постоянно атакуют армейские и правительственные объекты" (здесь прежде всего упоминается об убийстве генерала Мухаммада ас-Саида после известий о возможном выдвижении ас-Сиси в президенты), "армейская организованность является единственным стабилизирующим фактором". Армия "контролирует и направляет Египет", цитировало газету агентство Cursorinfo.co.il.
Как говорилось в статье, два года "гражданского" правления "Братьев-мусульман" оказались наихудшим периодом в истории страны. "Уровень личной безопасности граждан сошел на нет, экономика пришла в полный упадок. Взоры египтян вновь обратились к армии - наиболее опытной и мощной властной структуре", которой, судя по всему, нет альтернативы.
Историческая роль армии в арабских странах
В свою очередь российский еженедельник "Военно-промышленный курьер" анализирует историческую роль армии в арабских странах в целом. Она обусловлена спецификой экономического и социально-политического развития, пишет издание.
В условиях экономической многоукладности и незавершенности социальных структур армия зачастую являлась единственной силой, способной организовать национально-освободительное движение, а затем и возглавить молодое государство. Армейские командиры на местах решали не только военные, но и важнейшие общественно-государственные вопросы, и это стало традицией.
"В странах, где в результате национально-освободительной борьбы или последующих военных переворотов к власти пришла армия, офицеры быстро превратились в важный элемент новой элиты, контролирующей не только государственный, но также партийный и хозяйственный аппараты. Бывшие офицеры заняли ключевые политические и административные посты, а сама армия стала тем орудием, с помощью которого на вершину власти взошли представители новых слоев арабского общества, ставших носителями националистических настроений различного толка", - говорится в материале.
Однако если в одних странах вооруженные силы инициировали широкие социально-экономические реформы, то в других, напротив, подавляли идею любых преобразований и прерывали мирное развитие общественно-политической жизни. Таким образом, в государствах с военными у власти на повестке дня стоит вопрос о том, обеспечат ли они демократические реформы и модернизацию общества, или речь идет о диктатуре и установлении очередного репрессивного режима.
Армия Египта обеспечила себе законное нахождение у власти
Если говорить о Египте, то его армия вроде бы учится на своих и чужих ошибках. Так что в отличие от первого переходного периода после свержения Мубарака, в нынешнем военные решили сначала, заручившись народной поддержкой, принять новую Конституцию, затем провести президентские выборы и только потом - парламентские.
Примечательно, что новая Конституция, проект которой одобрили на референдуме 96% участвовавших (при явке выше 55%), не просто расширяет полномочия армии, но и делает фактически автономным институтом, предоставляя возможность влиять на внутриполитическую ситуацию. Армия теперь будет иметь собственный бюджет, неподконтрольный гражданским властям.
В результате "армия совершенно законно будет стоять у власти, а конституционные нормы в свою очередь создадут юридическую основу для стабилизации ситуации, за которую будут отвечать военные. В этой связи вопрос о том, кто станет следующим президентом Египта, для многих является уже решенным", заключает автор статьи, отмечая, что Абделя Фаттаха ас-Сиси уже называют новым Насером (Гамаль Абдель Насер, второй президент Египта) ввиду быстро возросшей популярности.