Накануне референдума противники договора распространили постер: три огромных ворона клюют маленькую Швейцарию. Это предупреждение о том, что будет со страной в случае положительного голосования, пишет InoPressa.ru со ссылкой на газету La Stampa.
Наступление ксенофобов направлено, прежде всего, против "бедной Восточной Европы" - болгар и румын, пишет издание. Но вопрос следует рассматривать гораздо шире.
До последнего времени Швейцария имела дело с 25 членами ЕС, теперь необходимо сделать переход к 27.
Все дело в том, поясняет автор статьи, что голосование против Софии и Бухареста станет голосованием против Брюсселя. Это значит, что победа противников новых соглашений может отбросить и без того непростые отношения между Берном и Брюсселем на много лет назад.
В 2000 году, продолжает журналист, было принято "убийственное" соглашение о том, что в случае отмены договора о свободном перемещении в течение 6 месяцев утратит силу весь пакет двусторонних соглашений, в том числе касающихся авиационного сообщения, наземных перевозок и научных исследований. Автор подчеркивает, что 60% всего швейцарского экспорта приходится на ЕС.
Согласно последним опросам, франкоговорящие кантоны ориентированы на Европу, тогда как немецкие и итальянские пребывают в нерешительности. Если исход референдума будет отрицательным, то, вероятнее всего, вновь придется проходить утомительные проверки на границе и платить высокие пошлины, сотрудничество будет затруднено.
Напомним, первый пакет двусторонних соглашений Швейцарии с Евросоюзом был подписан еще в 1999 году. При этом действие всех из них, кроме договора о свободном перемещении граждан, распространилось на новых членов ЕС автоматически.
Вопрос о свободном перемещении вызывает опасения, так как создает условия для увеличения притока дешевой рабочей силы из стран Восточной Европы.
В 2004 году действие договора с 15 "старыми" членами ЕС было распространено на 10 "новых" стран. Тогда принцип свободы передвижения с новыми членами ЕС поддержали 55,95% швейцарцев. Швейцария открыла свой рынок труда новым членам объединенной Европы, но в условиях глобального экономического кризиса и безработицы, эти идеи могут оказаться уже не столь популярны.