Как отмечает International Herald Tribune, предложение сенатора Маккейна прозвучало несмотря на то, что на минувшей неделе Россия все-таки поддержала предложение США и Европы передать иранское досье в Совбез ООН. В свете возможных санкций к Тегерану Москве это может стоить немалых экономических и репутационных потерь на Ближнем Востоке.
На ежегодной встрече в Мюнхене собираются министры обороны и министры иностранных дел, а также ведущие эксперты по вопросам безопасности. На сей раз в обсуждении превалировала тема ядерных амбиций Ирана и международного терроризма, однако Россия также оказалась на линии огня.
Неприятности российской делегации во главе с вице-премьером, министром обороны Сергеем Ивановым на мюнхенской конференции начались с первого дня ее работы. Критичный тон задала грузинская делегация, прибывшая в Мюнхен во главе с президентом Михаилом Саакашвили. Грузинский лидер обвинил Москву в том, что она вместо содействия в урегулировании замороженных конфликтов активно использует против Грузии "энергетическое оружие" для решения своих внешнеполитических задач, пишет "Коммерсант".
Однако самый серьезный удар в Мюнхене Сергей Иванов получил в связи с предстоящим председательством России в G8. Москву раскритиковал соратник американского президента Джорджа Буша сенатор Маккейн, один из наиболее вероятных кандидатов в президенты США в 2008 году от правящей Республиканской партии. Маккейн заявил, что пришло время призвать Путина к ответу в связи с ухудшающейся ситуацией с правами человека в России и подавления свободы прессы и неправительственных организаций.
"У меня вызывает серьезные сомнения, следует ли лидерам G8 принимать участие в саммите в Санкт-Петербурге", - сказал Маккейн на встрече. По словам сенатора, Россия использует природные ресурсы для давления на демократические государства - Украину и Грузию - и при этом поощряет льготными тарифами диктаторский режим в Минске. "Москва продолжает жестокую войну в Чечне и открыто поддерживает диктатуры в Центральной Азии. Под правлением президента Владимира Путина Россия не является ни демократическим государством, ни одной из ведущих экономик в мире", - заявил Джон Маккейн. Кроме того, Маккейн указал на то, что после отказа Тегерана от переговоров с "евротройкой" Россия продолжает военную торговлю с Ираном.
Маккейну вторил заместитель госсекретаря США Роберт Зеллик, пишет IHT. По его словам, Соединенные Штаты пытались понять стратегию Путина, когда он пришел к власти в конце 1990-х. "По мнению Путина, Россия распадалась в социальном, территориальном и индустриальном отношении, - сказал Зеллик. - Я думаю, Путин хотел восстановить российское государство". Однако, заявил он, "восстановление государства в России вышло за пределы поставленной задачи". "Сильное государство может задавить гражданское общество", - вербализовал свои опасения заместитель Кондолизы Райс. "Я иногда чувствую, что в России царят представления, свойственные XIX веку - что большие державы нуждаются в соседях, которыми можно управлять", - отметил он.
Отметим, в январе, подводя итоги российской внешней политики в 2005 году, глава МИДа Сергей Лавров назвал одним из важнейших успехов председательство России в G8. Министр тогда подчеркнул, что переход поста председателя к Москве поддержали все ее члены, и заявил, что ни одна из стран "восьмерки" не сомневается в том, что Россия достойна возглавить клуб наиболее развитых держав. Мюнхенская конференция продемонстрировала, что ситуация несколько иная.
Зеллик выступал в той же группе, что и министр иностранных дел Германии Франк Вальтер Штайнмайер, который был главой администрации при Герхарде Шредере. После того как в октябре канцлером была избрана представляющая консервативную партию Ангела Меркель, Германия начала гораздо более свободно критиковать положение с правами человека в путинской России.
Штайнмайер сказал, что Россия является для Европы и США "незаменимым партнером" в Иране, Афганистане и на Ближнем Востоке. Однако это не означает неоправданного изменения политического вектора. "Европа нуждается в открытой, сильной и эффективной России, - сказал он. - Нам нужна Россия, которая открыта для мира и способна воспринимать критику. России нужно действующее гражданское общество и власть закона".
Касаясь иранского атома, Маккейн сказал, что иранская ядерная проблема "будет показательным испытанием для наших отношений с Россией". Международное сообщество могло бы "остановить иранскую угрозу, покончить с "замороженными" конфликтам на востоке Европы, превратить Украину из поля битвы в духе холодной войны в оазис стабильности и благополучия и помочь в преобразовании Средней Азии". Однако Кремль, по его мнению, "не проявляет заинтересованности в такого рода отношениях", пишет IHT (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Министр и вице-президент Иванов, которого многие рассматривают в качестве вероятного преемника Путина, полностью отмел критику Маккейна. Впоследствии на пресс-конференции он отметил, что взгляды сенатора от Аризоны "разделяет узкая группа людей". "Он всегда делает такие заявления", - сказал Иванов, добавив, что это Маккейн живет представлениями времен холодной войны, а не Россия. Иванов отверг обвинения в использовании Россией энергетики "в качестве политического инструмента для наказания стран, включая Украину и Грузию, которые ищут более тесных связей с ЕС и военным альянсом НАТО во главе с США", отмечает IHT.
По словам Иванова, Россия всего-навсего применяет рыночные принципы в отношениях с Украиной, получившей теперь от ЕС статус рыночной экономики. А Грузия, по его мнению, впала в истерию. "Мы не экспортируем автократию, и нет никакого смысла в экспортировании демократии, - заявил Иванов. - Демократия - это не мешок картошки, которую можно посадить где угодно и успешно вырастить".
Как отмечает "Коммерсант", Маккейн нередко выполняет роль неофициального рупора администрации Джорджа Буша, когда следует указать на ошибки той или иной стране. Его "нынешняя обличительная речь в адрес России", возможно, была согласована с Белым домом. Ранее, на конференциях, касающихся безопасности и противостояния терроризму, российской стороне легко удавалось убедить партнеров в том, что Россия - важный борец со всемирным злом. На мюнхенской конференции Москве вдруг дали понять, что ее политика не поддерживается ни США, ни Европой.
Критика Маккейна была молчаливо поддержана Ангелой Меркель и Дональдом Рамсфельдом. Они не стали поддерживать сенатора, но и не выступили в защиту Москвы. Канцлер ФРГ, конечно, вновь назвала Россию стратегическим партнером, однако лейтмотивом большинства ее выступлений стало возобновление трансатлантического партнерства, пострадавшего после бойкота Францией и Германией военной операции в Ираке. Еще выступая на открытии конференции, Ангела Меркель предложила Соединенным Штатам забыть о разногласиях и найти новые точки соприкосновения членов НАТО - тем самым она дала понять, что отныне у Берлина будут иные приоритеты во внешней политике, отличные от симпатий ее предшественника Герхарда Шредера.