По меркам дипломатических триумфов, принятая резолюция шаг весьма скромный. Страны воздержались от призывов к действиям, в ООН были отложены все дебаты по Ирану в надежде, что Тегеран после раздумий примет российское предложение, по которому муллы смогут обогащать уран под покровительством Москвы.
Если иранцы "настолько же умны, насколько хитры и нечестны", пишет WSJ, они примут предложение России. Тем самым Тегеран даст возможность европейцам притвориться, что кризис остался позади, а сам продолжит тайно создавать ядерное оружие. В пользу этой версии говорит и то, что накануне Иран в очередной раз пообещал обдумать предложение Москвы. При этом все признаки указывают, что при нынешнем курсе Иран так или иначе получит атомное оружие.
Все это дает США еще одну причину пойти на более серьезный дипломатический ответ, озвученный на минувшей неделе в редакции Wall Street Journal испанским премьер-министром Хосе Мария Аснаром: начать переговоры с Израилем о вступлении в НАТО.
Вопрос о вступлении Израиля в НАТО обсуждался и раньше, однако, пишет издание, сейчас он "особенно актуален в свете иранской ядерной угрозы". "Апокалиптический", в формулировке газеты, президент Нежад призвал стереть Израиль с карты, а влиятельный экс-президент страны Хашеми Рафсанджани заявил, что исламская атомная бомба "не оставит ничего в Израиле, однако она же причинит ущерб и мусульманскому миру".
Это угрозы беспрецедентны. "Их воплощение тем вероятнее, чем больше муллы будут думать, что единственное возмездие им грозит со стороны самого Израиля", - считает WSJ. Вероятно, "сумасшедших мулл сдержать невозможно" - судя по тому, как они приветствуют массовое мученичество. Однако если бы Израиль был частью НАТО, то более вменяемая часть в руководстве Ирана "обеспокоилась бы возможностью коллективного ответа Запада", рассуждает издание. Только на минувшей неделе Буш пообещал, что США придут на помощь Израилю против Ирана, однако предложение НАТО имеет дополнительный плюс - оно заставляет Европу занять более твердую позицию в отношении иранской ядерной программы.
Многие европейцы станут возражать, что НАТО - это оборонный союз по географическому признаку, но "он уже расширил свою сферу деятельности за пределы Европы, в Афганистан", отмечает издание. Если североатлантический альянс хочет по-прежнему оставаться отвечающим современным условиям, ему придется адаптироваться, чтобы противостоять новым угрозам глобальной стабильности. А ядерный Иран, пишет WSJ, конечно же, именно таковой угрозой и является. "Было бы странно, если бы Европа думала, что может оставаться в стороне от иранского удара по Израилю или США, так как они наверняка ответят, и начнется более масштабная война", - пишет издание. Стоит отметить, что Иран также разрабатывает баллистические ракеты, дальность полета которых в итоге позволит достигать европейских столиц.
Даже без учета иранской угрозы в пользу членства Израиля в НАТО говорит многое. Израиль - "это либеральная демократия", вот почему "никто всерьез не беспокоится по поводу израильской ядерной бомбы", пишет Wall Street Journal. За прошедшее десятилетие еврейское государство также предприняло беспрецедентные шаги для достижения мира с палестинскими соседями, покинув территории даже в ситуации, когда стало ясно, что другая сторона почти не проявляет доброй воли. Вывод израильских сил из сектора Газа, проведенный Ариэлем Шароном, и последующая победа "Хамаса" на палестинских парламентских выборах - этого, по мнению WSJ, "более чем достаточно, чтобы остальной мир сейчас проявил солидарность в вопросе об обороне Израиля".
Пока цивилизованный мир не объединится, чтобы дать четко понять Ирану, что нынешние публичные заявления недопустимы с обладанием ядерного вооружения, Ахмади Нежад и муллы, скорее всего, и дальше будут считать, что могут иметь свой собственный ядерный апокалипсис по "разумной" цене. А вхождение Израиля в состав НАТО пошлет Ирану более жесткий сигнал, чем просто передача досье в бюрократическую систему под названием ООН, заключает газета.