Процесс проходит на Манхэттене, в южном федеральном округе США, под председательством федерального судьи Джеда Рейкоффа. Инструктируя жюри, судья Рейкофф сказал, что его членам предстоит вынести вердикт по делу о торговле кокаином. Большая часть его распространялась за рубежом, но у участников "преступного сговора" имелось намерение "доставить хотя бы часть наркотика в США", сказал он.
На это напирал во вступительном слове и прокурор Рэнделл Джексон, утверждавший, что 42-летний ростовчанин Ярошенко и его предполагаемые подельники - африканцы Чигбо Питер Уме, Натаниэль Френч и Кудуфиа Мавуко - вступили в "преступный сговор гигантских масштабов", охватывавший не одну, а сразу несколько стран.
По его словам, речь шла не о килограммах, а о тоннах наркотика, стоимостью в миллионы долларов, который должен был тайно доставляться из Южной Америки в Либерию, служившую перевалочной базой, а оттуда - по всему миру, включая США, передает ИТАР-ТАСС.
Как утверждает прокуратура, контрабандисты в конечном итоге намеревались переправить 200 кг кокаина в мешках с дипломатической почтой из Ганы в Нью-Йорк самолетом авиакомпании Delta. До этого транспортировку наркотика по воздуху из Южной Америки в Либерию, а затем - в Гану должен был обеспечить Ярошенко, который якобы дал на это согласие на встрече в Киеве с тайным осведомителем американского управления по борьбе с наркотиками в марте 2010 года. Будучи сам летчиком, он якобы согласился предоставить самолеты с экипажами для транспортировки кокаина из Южной Америки в Африку.
Эту преступную схему не удалось претворить в жизнь, поскольку все ее участники были арестованы в Монровии в мае-июне 2010 года либерийскими спецслужбами по ордеру, выданному американской прокуратурой, а затем этапированы в США.
"Ярошенко не стал признаваться в том, что совершил что-либо незаконное, поскольку он не сделал ничего незаконного", - сказал на суде его адвокат Ли Гинсберг. Он подчеркнул, что подсылавшиеся к россиянину в 2009-2010 гг. тайные осведомители всеми правдами и неправдами пытались втянуть его в разговоры о возможной поставке кокаина в США, которые тайно записывались на аудио- и видеоаппаратуру.
В качестве приманки было использовано анонимное объявление о продаже самолета Ан-12, конфискованного спецслужбами США в ходе предыдущей антинаркотической операции. По словам Гинсберга, Ярошенко откликнулся на это объявление, после чего против него была начата подставная операция, целью которой было вовсе не продать россиянину самолет, а втянуть его в разговоры о США.
"Мы инструктировали наших агентов о том, что в контактах с Уме и другими они должны были им дать ясно понять, что они (агенты) заинтересованы в отправке части кокаина в США", - заявил на процессе свидетель обвинения и куратор подставной операции, специальный агент американского Управления по борьбе с наркотиками Джеймс Эрик Стоуч.
По его словам, эти услуги щедро вознаграждались правительством США. Так, одному из таких тайных осведомителей, 20 лет верой и правдой поставлявшему США ценную информацию и работавшему под прикрытием, было выплачено в виде компенсации за понесенные расходы и единовременного вознаграждения 1,7 млн долл, другому, сотрудничавшему на протяжении пяти лет, - 450 тысяч долларов.
По словам известного судебного журналиста Владимира Козловского, чтобы считаться участником преступного сговора, по законам США обвиняемому вовсе не обязательно совершить что-либо конкретное или знать детали операции. Вполне достаточно лишь знать о существовании сговора и сознательно согласиться в нем участвовать.
"Поэтому для американской Фемиды не имеет значения то, что Ярошенко сотоварищи не доставили в США ни одного грамма кокаина, а лишь ограничились переговорами по этому поводу, поездками, телефонными звонками и электронной перепиской, - сказал он. - Кроме того, суды США давно считают вполне законным внедрение в преступную группу тайных осведомителей".
Именно по этой причине судья Рейкофф с самого начала занял сторону обвинения, отстаивавшего право судить россиянина в США, и отверг доводы защитников Ярошенко, которые доказывали, что американская юрисдикция в этом деле сфабрикована, так как на территории США ничего не произошло.
В среду на процессе продолжится допрос свидетелей.