По словам Хернесниеми, 27 августа ему из Казахстана позвонил бывший ученик и попросил приехать для консультации и оценить состояние Каримова после инсульта. "Я делал много операций за границей, в этой просьбе не было ничего необычного", - пояснил один из ведущих мировых нейрохирургов, который вышел на пенсию с должности начальника клиники нейрохирургии Центральной университетской больницы Хельсинки, но продолжает преподавательскую и хирургическую деятельность.
"За мной в Хельсинки прислали частный самолет, и мы полетели через Германию в Узбекистан", - вспоминает Хернесниеми. Приехав в среднеазиатскую республику, он оказался одним из приглашенных зарубежных специалистов из России, Германии и Финляндии. По признанию самого нейрохирурга, когда он прибыл в Узбекистан, жизнь Каримова уже было не спасти.
"Операция уже не имела на том этапе смысла, я не считал разумным продолжение лечения. Пациент был фактически мертв, это была смерть мозга. Группы специалистов-медиков дали свои заключения, и после этого начались игры во власти", - пояснил он. Под "играми" он имел в виду ситуацию, когда о смерти подключенного к аппарату дыхания лидера какое-то время не объявлялось.
Юха Хернесниеми известен в мире как специалист по аневризме артерий головного мозга. За свою карьеру он участвовал в лечении более 70 тысяч пациентов.
Ранее на правительственном портале Узбекистана было опубликовано медицинское заключение о болезни и причине смерти президента страны Ислама Каримова. Согласно документу, утром 27 августа Каримов был экстренно доставлен в клиническую больницу в бессознательном состоянии. Проведенные исследования выявили наличие у него острого нарушения мозгового кровообращения с массивным субарахноидальным кровоизлиянием (инсульт).
Сердце у него остановилось. Реанимационные мероприятия в течение 20 минут позволили восстановить сердечную деятельность, однако у президента развилась атоническая кома с угнетением функций ствола головного мозга, и он был переведен на аппарат искусственной вентиляции легких.
В ночь с 27 на 28 августа для Каримова была определена дальнейшая тактика лечения. Больному три раза было проведено динамическое электроэнцефалографическое исследование, по данным которого сохранялась картина стойкого угнетения биоэлектрической активности головного мозга. В процессе интенсивной терапии у пациента нарастало нарушение функций внутренних органов.
2 сентября, несмотря на вышеуказанные меры, полный объем диагностических и лечебных манипуляций и интенсивную терапию, в 20:15 у Каримова остановилось сердце. Реанимация эффекта не дала, и в 20:55 у пациента была констатирована биологическая смерть.