Парадоксально, но при своем жутком стремлении к секретности режим фактически выдает свои ядерные планы на годы вперед, только что не крича о шагах по их осуществлению. Терпеливо объясняется, что ядерное оружие (наряду с баллистическими ракетами, необходимыми для его доставки в самое сердце США) является инструментом в достижении трех целей: подрыва системы безопасности США в Северо-Восточной Азии; подрыва военного союза США и Южной Кореи; достижения воссоединения полуострова на условиях Пхеньяна. Недавний ядерный ход постепенно приближает режим Ким Чен Ира к каждой из этих целей. Чуть менее важно то, что северокорейское руководство выражает решимость вести немыслимую борьбу против американского колосса, пишет газета.
Некоторые называют Северную Корею "государством-изгоем", другие – "террористическим государством". Это более-менее верно, однако, поскольку термины носят оскорбительный характер, они не слишком хорошо описывают суть. КНДР скорее следует понимать как "ревизионистское государство" – глубоко недовольное окружающей международной обстановкой, оно нацелено на изменение мирового порядка.
Более полувека Пхеньян вынужден был признавать "сдерживание" со стороны США. Для Ким Чен Ира путь к геополитическому влиянию лежит в сдерживании этого сдерживания. Агрессивное поведение Северной Кореи, которое с других точек зрения кажется непонятным, следует рассматривать именно сквозь призму долгосрочных планов КНДР.
Когда в июле Северная Корея осуществила запуск ракет, этот поступок был расценен во многих странах как импульсивный и даже иррациональный. На деле он был четко просчитанным и ориентированным на демонстрацию уверенности режима в том, что он может вмешиваться в мировые события, и в потенциале переведет свою игру на гораздо более опасный уровень.
The Washington Post пишет о том, что вчера администрация Буша обратилась к Северной Корее с секретным посланием, призывая ее отказаться от планов ядерных испытаний, и публично заявила, что США не будут сосуществовать с обладающим ядерным оружием правительством Пхеньяна.
Северная Корея "может иметь будущее или может иметь это оружие, но не и то и другое одновременно", сказал заместитель госсекретаря США Кристофер Хилл в Институте США и Кореи Университета Джона Хопкинса. На данный момент это самое резкое высказывание со стороны администрации Буша. Оно прозвучало через два дня после объявления Пхеньяна о планах провести первое ядерное испытание.
Хилл не пояснил, как отреагирует администрация на проведение испытаний, но сказал, что готов встретиться с государственными чиновниками и дипломатами из Северной Кореи для обсуждения кризиса. "Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы отговорить Северную Корею от проведения этих испытаний", – сказал он. Представители Госдепа сообщили, что Хилл рассматривает возможность поездки в Азию для обсуждения возможных вариантов решения с ключевыми союзниками.
Топографические изменения, вызванные испытаниями, будут видны с американских спутников. Кроме того, испытания могут быть распознаны сейсмическими датчиками наземного базирования, некоторые из которых принадлежат американской разведке, а некоторые – международным контрольным станциям, созданным для выявления и недопущения ядерных испытаний в мире.
Ряд правительственных аналитиков высказали мнение, что испытания могут быть начаты уже в воскресенье, в годовщину назначения Ким Чен Ира главой Трудовой партии Кореи в 1997 году. Кроме того, они могут быть приурочены к выборам в Организации Объединенных Наций в понедельник, где, как ожидается, следующим генеральным секретарем ООН будет избран министр иностранных дел Южной Кореи Пан Ги Мун.
Издание Frankfurter Rundschau в статье "Страх перед аутизмом Пхеньяна" считает, что возможности оказать влияние на КНДР практически отсутствуют.
Ожидается, что в будущий понедельник в Сеул приедет новый премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Президент Южной Кореи Но Му Хен в будущую пятницу посетит Пекин. Это станет первой встречей с руководством Китая после возобновления дипломатических отношений 14 лет назад. По информации, полученной из Сеула, основной темой обеих встреч станет обсуждение северокорейских планов испытания ядерного оружия.
Такая ядерная держава, как Северная Корея, стала бы неконтролируемой угрозой миру во всем мире. КНДР является самым изолированным государством на Земле. Это истощенное, голодное государство с 23 млн жителей, которые на протяжении нескольких поколений находятся под гнетом своего рода сектантской пропаганды, уже несколько десятилетий прозябая в условиях дефицитной экономики. О политических процессах внутри страны можно только догадываться. Существует опасность того, что северокорейский режим может продать атомные бомбы другим мировым террористическим режимам.
Die Tageszeitung считает, что Ким Чен Ир, очевидно, хочет любым способом вынудить американское правительство вести переговоры непосредственно с ним. США должны гарантировать существование режима Ким Чен Ира и одновременно снять все экономические барьеры в отношении Пхеньяна.
США настаивают на том, чтобы вести переговоры исключительно в рамках организованного Китаем "круга шести", в который также входят Южная Корея, Япония и Россия. Однако с прошлого года Северная Корея участия в нем больше не принимает.
Известно, что неофициально политики Пекина выражают крайнее недовольство курсом своего маленького соседа на ядерный шантаж. Ким Чен Ир и его генералы, очевидно, полагают, что они мало потеряют и много выиграют: США, согласно их расчетам, не применят в Северной Корее ядерное оружие. Соседи, Китай и Южная Корея, полагают они, после северокорейских испытаний ядерного оружия снова откажутся принимать жесткие санкции против Пхеньяна, поскольку не захотят, чтобы режим рухнул.
Издание Le Nouvel Observateur публикует интервью со старшим научным сотрудником Института международных и стратегических исследований (IRIS) Жоржем Ле Гельтом, специалист по ядерным проблемам.
"Я думаю, что ни одна разведка в мире не в состоянии сказать, что происходит в Северной Корее. Северная Корея – одна из самых закрытых стран. Но сообщения из Пхеньяна могут соответствовать действительности. Когда правительство Ким Чен Ира захотело провести стрельбы, оно сказало об этом, и это произошло. Эксперты считают, что Северная Корея обладает достаточным количеством плутония, чтобы изготовить от 2 до 6 бомб. Но действительно ли Абдул Кадир Хан, продавший им технологию обогащения урана, продал им также планы китайского средства доставки типа Scud – то есть баллистической ракеты, способной запускать ядерные заряды?" - сказал эксперт.