"Непрерывная правопреемственность государств Балтии позволяет выдвигать такое требование. Согласно международному праву, ущерб от оккупации можно востребовать как в виде компенсации материального ущерба, так и в виде извинения", - заявил "Интерфаксу" через пресс-службу глава Минюста Эстонии Урмас Рейнсалу.
В качестве первого шага главы министерств договорились разработать единую методику оценки ущерба. Затем они намерены, исходя из международного права, сформулировать требование о компенсации ущерба и подготовить необходимые для востребования юридические шаги.
Рейнсалу подчеркнул, что ни одно из государств Балтии не отказалось в одностороннем порядке от такого требования. Кроме того, ведомства проанализируют возможность выдвинуть коллективные иски от частных лиц.
В России на инициативу стран Балтии одним из первых отреагировал глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов. "Мне кажется, что у этой инициативы, которая существует уже давно, нет никаких международно-правовых перспектив", - заявил он.
"Но для меня важнее нравственная оценка этой инициативы. Россия является жертвой тоталитарного режима, а не виновницей. Требовать от России компенсацию за преступления тоталитарного режима все равно как если бы бывшие заключенные лагеря Освенцим потребовали компенсацию от бывших заключенных лагеря Бухенвальд", - сказал глава СПЧ.
Напомним, что в начале этого года премьер-министр Украины Арсений Яценюк оказался в центре скандала после своих слов о "вторжении" СССР в Германию. Тогда один из немецких журналистов во время интервью спросил у Яценюка, не означают ли его слова сравнение конфликта на Украине со Второй мировой войной. На это премьер-министр ответил, что все помнят советскую оккупацию Украины, Польши, Венгрии, Чехословакии, Восточной Германии и стран Балтии, которая имела место после Второй мировой войны.
В августе 2010 года в Латвии уже предпринимали попытку подсчитать экономический ущерб, нанесенный республике за время ее пребывания в составе СССР, которое латыши предпочитают называть "оккупацией".
До этого подсчет "оккупационного" ущерба в Латвии проводился дважды, первый раз - правительственной комиссией еще в 1990 году, когда была названа цифра 120 млрд рублей. Затем в 2005 году была создана новая комиссия в составе 18 человек, которая озвучила цифру в 18,5 млрд долларов.
Ранее этим вопросом в Латвии активно занимался юрист Эдмунд Станкевич. Он изобрел показатель "человеко-годы", которыми измеряет прямые демографические потери, и называл цифру в 10 миллионов. Это, по его словам, национальный доход, который условно мог бы создать один человек примерно за десять миллионов лет. В частности, участвовавшие в войне в Афганистане жители Латвии потеряли 5,2 тысяч человеко-лет, последствия аварии в Чернобыле для 6 тысяч ликвидаторов из Латвии обошлись в 29 тысяч человеко-лет. Депортации 1940-го и 1949 годов привели к потере 742 тысяч человеко-лет.
Вместе с тем руководители страны не слишком серьезно относились к такой арифметике. Например, бывший президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга неоднократно заявляла, что получить с России компенсацию за "оккупацию" нереально. В 2009 году работа комиссии была прекращена под предлогом отсутствия средств, но сам этот акт официальными представителями Латвии в Москве был представлен как "жест доброй воли" и "дружественный шаг" по отношению к России, особенно в ходе подготовки визита в Москву президента страны.
Республики Прибалтики традиционно требуют от России компенсаций за "оккупацию". Эстония подсчитала "ущерб от оккупации", составивший около 49 млрд долларов (4 млрд за ущерб природе и около 45 - за ущерб населению) еще быстрее - ей на это потребовалось всего 12 лет. В 2004 году председатель государственной комиссии профессор Велло Сало заявил: "Пусть, например, в наше пользование отдадут Новосибирскую область, на территории которой в течение определенного количества лет мы могли бы делать лесозаготовки".
В Литве прошлое обострение случилось 2008 году, накануне очередной годовщины январских событий 1991 года в Вильнюсе. Тогдашний президент Валдас Адамкус заявил, что "оккупация" обошлась республике в 28 миллиардов долларов. А в январе этого года литовский сейм принял резолюцию с требованием к России выплатить компенсацию в течение года.