По мнению депутатов, ответственность за аварию должны нести компания-оператор АЭС Tokyo Electric Power Co (TEPCO) и правительственные службы, курирующие атомную сферу. В докладе отмечается, что ответственные за безопасность АЭС структуры не приняли необходимых мер.
Ранее в предварительном докладе парламентская комиссия осудила действия, которые предприняли специалисты TEPCO в первые дни после аварии. Эксперты выявили ошибки, которых, по их мнению, можно было избежать.
Как указывалось в материалах расследования, сотрудники станции в течение нескольких суток не могли установить, что на 1-м и 3-м энергоблоках "Фукусимы-1" перестала работать система охлаждения реакторов. Если бы аварийное охлаждение энергоблоков было включено раньше, то специалисты смогли бы уменьшить повреждение реакторов и сократить выбросы радиации в окружающую среду, уверены члены комиссии.
Критике были подвергнуты и власти, которые, по мнению депутатов, недостаточно оперативно информировали граждан Японии и, в частности, проживающих в непосредственной близости от АЭС, о ситуации на "Фукусиме-1".
Отметим, что данные обоих докладов парламентской комиссии расходятся с итогами внутреннего расследования TEPCO, проведенного в конце 2011 года. В компании утверждают, что авария на "Фукусиме-1" была вызвана цунами, 15-метровые волны которого превысили все прогнозы сейсмологов.
В результате аварии на АЭС "Фукусима-1" полностью расплавились топливные стержни сразу на трех реакторах. Огромная территория подверглась загрязнению радиоактивными веществами. Из района станции были эвакуированы около 80 тыс. человек. В настоящее время аварийные энергоблоки уже приведены в состояние холодной остановки, ведется подготовка к извлечению ядерного топлива.
Недавно были обнародованы данные по дозам радиации, полученным сотрудниками АЭС. Ученые UNSCEAR изучили медицинские данные 20,1 тысячи сотрудников и нанятых по контракту рабочих TEPCO.
Установлено, что 146 штатных сотрудников и 21 контрактник получили дозу облучения более 100 миллизивертов (уровень, при котором наблюдается некоторое повышение риска появления раковых заболеваний). Из них шесть человек получили дозу более 250 миллизивертов (максимального уровня, который разрешен японским законодательством для работающих в экстремальной ситуации).
Максимальные дозы (более 600 миллизивертов) получили лишь два оператора, работавших на третьем и четвертом энергоблоке АЭС.