Он также отметил, что на настроение людей могут повлиять и листовки, призывающие бойкотировать выборы, либо голосовать против всех, сообщает РИА "Новости". Вместе с тем, спикер считает, что, "в стране больше не будет никаких народных волнений и массовых митингов протеста". "Предпосылок для массовых митингов нет", - сказал Текебаев.
Выборы президента Киргизии должны пройти 10 июля. На пост президента претендуют семь кандидатов. В то же время, по мнению Текебаева, выборы пройдут на безальтернативной основе. "Предстоящие выборы президента страны безальтернативные", - цитирует слова спикера информагентство "Кабар".
По мнению Текебаева, это объясняется "постреволюционным синдромом". "Народ не приемлет другую позицию. На то, чтобы люди пришли в себя и стали давать трезвую политическую оценку уйдет, по меньшей мере, от 1 года до 2 лет", - сказал спикер.
Он отметил, что подобная ситуация имела место в Грузии, когда народ не знал других политических лидеров кроме Михаила Саакашвили. По мнению спикера, "данное положение дел имеет как положительную, так и отрицательную сторону".
Текебаев выказал обеспокоенность отсутствием сильной политической оппозиции накануне выборов, но еще больше он озабочен возможностью ее формирования по родоплеменным и клановым отношениям. В этой связи спикер отметил необходимость принятия закона об оппозиции, предусматривающего ее формирование по партийному признаку. Как отмечает агентство, сам спикер по-прежнему причисляет себя к оппозиции.
Financial Times: выборы в Киргизии станут суровым испытанием для ОБСЕ
Наблюдатели от ОБСЕ будут в центре внимания во время президентских выборов в Киргизии, пишет газета Financial Times, перевод статьи которой публикует сайт Inopressa.ru.
Бывшей советской республике предстоит выбрать того, кто придет на смену Аскару Акаеву, бежавшему из Киргизии в марте после народного переворота, в ходе которого правительственные здания были взяты штурмом. Предвыборная гонка оказалась омрачена бурными демонстрациями протестов, вызвавшими беспокойство относительно политической стабильности.
ОБСЕ, общеевропейский орган безопасности, пытается установить порядок и готовится вести наблюдение за ходом выборов 10 июля. Его оценка процесса голосования, объявляемая на следующий день после выборов, играет ключевую роль в определении, будут ли их результаты признаны легитимными для Киргизии и для всего остального мира. "Мы делаем все возможное, чтобы достичь мирного разрешения ситуации", - говорит Димитрий Рупель, министр иностранных дел Словении, являющийся действующим председателем ОБСЕ.
Рупелю хорошо известно, что усилия организации по наблюдению за выборами встречают сильную поддержку США и стран ЕС, но они находятся под усиливающимся "обстрелом" со стороны России и всех ее союзников из бывшего СССР. Москве ненавистна роль ОБСЕ в выборах, при содействии которой на бывшей советской территории за последние полтора года к власти пришли два прозападных президента: Михаил Саакашвили в Грузии и Виктор Ющенко на Украине. Кремль опасается, что будущие выборы могут окончиться такими же результатами, пишет американское издание.
По мнению Financial Times, в Киргизии это не является непосредственной угрозой, там основное беспокойство России и США вызывают возможные беспорядки. Американские и российские дипломаты поддерживают последнее решение и.о. президента Курманбека Бакиева и вице-премьера Феликса Кулова, его основного соперника, баллотироваться вместе.
Однако Россия опасается, что если ОБСЕ хорошо проявит себя в Киргизии, ее престиж значительно вырастет накануне конкурентных выборов на других территориях бывшего Советского Союза, особенно в Казахстане, где выборы президента состоятся в декабре.
Ожидается, что казахстанский президент-ветеран Нурсултан Назарбаев, правящий страной с 1989 года, снова будет участвовать в выборах. Он популярен в стране, однако свою власть он последовательно укрепляет репрессивными методами, в том числе установлением контроля над оппозиционными политиками и журналистами.
Назарбаев стремится поддерживать хорошие отношения с Москвой и Вашингтоном. Однако своими авторитарными политическими инстинктами он ближе к российскому президенту Владимиру Путину - а Путин, по мнению Financial Times, не хотел бы стать свидетелем падения еще одного авторитарного правителя, он даже против того, чтобы тот подвергся серьезному давлению в ходе выборов. Это же относится к Белоруссии, где президенту-диктатору Александру Лукашенко в будущем году предстоят выборы, отмечает газета.
ОБСЕ, созданная в эпоху холодной войны, в начале 90-х годов занялась наблюдением за выборами в зарождавшихся демократиях бывшего коммунистического лагеря. Москва не подвергала ее деятельность серьезной критике вплоть до 2000 года, когда к власти пришел Путин, попытавшийся восстановить российское влияние на территории бывшего Советского Союза.
Россия обвиняет ОБСЕ в "двойных стандартах", заявляя о том, что эта организация наблюдает за выборами, происходящими к востоку от Вены, гораздо строже, чем за выборами к западу от нее, где, по ее мнению, также существуют нарушения. Она жалуется на пристрастность в отборе наблюдателей и в формулировке оценок результатов голосования.
В ответ на давление со стороны России ОБСЕ расширила избирательный мониторинг на Западе. Однако она противится требованиям Москвы о том, что оценки итогов важнейших выборов должны опубликовываться Постоянным советом ОБСЕ, а не самими миссиями наблюдателей.
Российские власти настаивают, что такая мера обеспечит большую сбалансированность выводов. Однако представители США утверждают, что предоставление Постоянному совету контрольных функций над отчетами о выборах может политизировать данные оценки.
Россия также почти не добилась успехов в смене состава таких миссий. Из 24 миссий наблюдателей, которые работали в период с января 2004 года, 13 возглавлялись американцами или британцами, отмечает Financial Times.