У агентов "Штази" были ключи от всех важных объектов в Западном Берлине. И эти ключи им делал слесарь, живший в Западном Берлине. "Ключи от города" - идеальное название для посмертного триллера, для фильма или книги, которые могли быть созданы спустя 20 лет после крушения советского режима, полагает автор статьи. Быть может, Джон Ле Карре или Том Клэнси с удовольствием рассказали бы эту историю, которая в действительности стала известна миру благодаря немецкому изданию Die Zeit.
На сотрудничество с восточногерманской разведкой "дверной шпион" пошел не из политических соображений: ему просто были нужны деньги. Он работал без устали, точно, выполнял заказы в срок. С 1975 года он начал работать на "Штази", получив значительную сумму денег.
Но, чтобы не вызывать подозрений, он вел все тот же скромный образ жизни. Для своих нанимателей он делал любые ключи: от всех жилых домов и квартир, которые интересовали "Штази", например, от дома, в котором жила Лотар Леве, жена неудобного корреспондента первого западного телеканала в Восточном Берлине. У "Штази" были ключи от всех помещений легендарного элегантного отеля Savoy, от комиссариатов в Западном Берлине, от телефонных станций и коммутаторов. Ни одна беседа между важными персонами, или политиками, или командующими контингентами западных союзнических войск (американских, британских, французских) не была секретом для "Штази".
После падения Берлинской стены деятельность слесаря Бернхарда Ш. была раскрыта. Он был приговорен к 18 месяцам условного заключения. Он спокойно пережил систему, которой служил за деньги. Быть может, он был одним из тех, о ком на вечеринке в уже едином Берлине легендарный глава "Штази" Маркус Вольф сказал автору статьи: "О MI-6 мы не знали ничего, о Западной Германии - все".
В лучшие времена в рядах "Штази" служило около 274 тысяч человек, а число агентов-осведомителей достигало полумиллиона. Это означает, что на каждого агента "Штази" приходилось по 166 граждан, а это более плотная разведывательная сеть, чем у КГБ или у гестапо, отмечает "Немецкая волна".
В наше время многие стыдятся сотрудничества со "Штази". Но есть и граждане ФРГ, которые продолжают гордиться этим. Например, отмечает бывший агент-осведомитель, убежденный марксист Петер Волтер, "Штази", в числе прочего, боролась с оборотом наркотиков, чем западногерманские власти не занимались. Информацию для "Штази" в ФРГ собирали около 1500 местных граждан. В то время как граждан ГДР чаще всего склоняли к сотрудничеству путем принуждения, западные немцы становились агентами-осведомителями добровольно.