Лавров переговорил с президентом Туркмении об "адском часе", угрожающем россиянам
Russia Today
Россия в "пожарном режиме" пытается защитить своих граждан в Туркмении, имеющих двойное гражданство. Министр иностранных дел Сергей Лавров попытался урегулировать вопрос о сохранении у граждан Туркмении российских паспортов буквально за три месяца до того, как туркмены должны будут от них отказаться по предписанию правительства. Результаты "чувствительных и болезненных" переговоров подробно не афишируются, однако судя по общим фразам, "прогресс наметился", хотя особенных гарантий, похоже, нет.

Туркменские власти, исходя из Конституции, запрещающей двойное гражданство, настаивают на том, чтобы живущие в республике лица, у которых есть российский паспорт, до 10 июля определились, гражданами какой страны они останутся, пишет "Российская газета". Речь идет примерно о 55 тысячах человек. В республике проходит замена загранпаспортов, и новые документы смогут получить лишь имеющие одно гражданство - Туркмении, в то время как остальные автоматически станут "невыездными". Эту тему ранее, 11 марта, поднимал президент РФ Владимир Путин в телефонном разговоре с его туркменским коллегой Гурбангулы Бердымухамедов, но Кремль так и не дал понять, удалось ли договориться.

Закреплять результаты мартовских переговоров было поручено Сергею Лаврову. В то время как Ашхабад об этой теме умалчивает, глава МИД по результатам переговоров сделал несколько общих заявлений, из которых можно сделать вывод, что "лед тронулся".

"Президент Бердымухамедов подтвердил готовность гарантировать недопустимость ущемления чьих-либо прав и недискриминацию любого, кто проживает в Туркменистане, о чем он говорил в недавнем телефонном разговоре Президенту России Путину. Сегодня мы предметно рассмотрели некоторые проблемы, которые уже возникают в практическом плане. У нас есть заверения со стороны Президента Туркменистана в том, что каждая конкретная проблема каждого конкретного человека будет рассматриваться и решаться таким образом, чтобы люди не чувствовали дискомфорта", - приводятся слова Лаврова на сайте МИД.

О том же говорит источник газеты "Коммерсант" в делегации РФ. "Прогресс наметился, что уже хорошо: тема крайне чувствительная". При этом, он отметил что пока ясность есть лишь в отношении студентов из Туркмении, которые, обладая двойным гражданством, учатся по квотам в российских вузах. Страны условились принять меры для того, чтобы паспортная реформа не вынудила их в одночасье отказаться от учебы. О том, как поступать с остальными, переговоры будут продолжены.

Чем потеря гражданства РФ грозит для туркменов и для России

Тем временем туркмены, которые имеют российское гражданство, пребывают в состоянии паники. В письмах и обращениях к главе президентского Совета по правам человека Михаилу Федотову некоторые соотечественники называли эту дату "адским часом", передает "Русская служба BBC".

Русские в Ашхабаде жалуются, что представители миграционных властей и органов безопасности посещают людей на дому и осведомляются, как они определились с гражданством, этим же интересуется начальство на работе. А по некоторым данным, после телефонного разговора Путина с Бердымухамедовым, давление на них даже усилилось.

Среди причин, по которым туркменам важно сохранить второе гражданство - возможность безвизового передвижения по территории СНГ, от которой Туркменистан отказался в 1999 году, отмечает "Коммерсант". Кроме того, в Туркмении меньше свобод: по степени информационной закрытости и государственной регламентации всех сторон жизни ее сравнивают с Северной Кореей, пишет "Русская служба BBC". Поэтому не удивительно, что туркменам хочется иметь "запасной вариант" в виде гражданства страны, где ситуация с защитой прав человека обстоит несколько лучше.

Что касается Москвы, если проблема не решится, ей, вероятно, придется единовременно рассмотреть несколько десятков тысяч заявлений о выходе из российского гражданства, что станет беспрецедентным явлением в мировой практике и серьезной "потерей лица", предполагает Русская служба BBC.

Как напоминает "Коммерсант", соглашение между Туркменией и Россией о двойном гражданстве было подписано в 1993 году. В 2003 года Москва и Ашхабад подписали протокол о прекращении действия этого соглашения, который туркменский парламент ратифицировал, а российская Госдума - нет. Москва объявила, что действие документа не имеет обратной силы, то есть не распространяется на лиц, получивших двойное гражданство до 2003 года. МИД РФ и сегодня продолжает считать соглашение 1993 года действующим. Однако в 2008 году в Туркмении была принята новая конституция, согласно которой "за гражданином Туркменистана не признается гражданство другого государства". Именно после этого был установлен пятилетний переходный период.