3 сентября Борис Джонсон утратил минимальное парламентское большинство в один голос, которым до этого располагал его кабинет. Один из депутатов-консерваторов, выступающих, в отличие от премьер-министра и его сторонников, против no deal Brexit, перешел в оппозицию. Затем последовал новый удар: при голосовании о том, следует ли депутатам рассматривать законопроект, запрещающий правительству осуществлять "жесткий брекзит" без согласия парламента, 21 консерватор голосовал вместе с противниками кабинета. Предложение прошло 328 голосами против 301, передает BBC.
Джонсон немедленно исключил "бунтарей" из консервативной фракции, а фактически и из партии (им не будет позволено баллотироваться от тори на будущих выборах). Среди наказанных оказался и популярный депутат Николас Сомс - внук Уинстона Черчилля, которому стремится подражать сам Джонсон.
На вечер 4 сентября намечено обсуждение и голосование по законопроекту, который ограничил бы самостоятельность кабинета Джонсона в принятии решений. Согласно этому предложению, если Лондон до конца октября не договорится с Брюсселем об условиях Brexit, или такое соглашение не будет утверждено парламентом, правительство обязано попросить ЕС о новой отсрочке выхода Великобритании - на сей раз по меньшей мере до конца января 2020 года. Однако выход страны из Евросоюза 31 октября при любых условиях - главное обещание Джонсона, пункт программы, на который он поставил свою политическую карьеру. Именно поэтому премьер-министр обрушился с резкой критикой на своих оппонентов, обвинив их - и прежде всего лидера оппозиционной Лейбористской партии Джереми Корбина - в намерении капитулировать перед Брюсселем, передает радиостанция "Свобода".
С момента прихода Бориса Джонсона на пост премьер-министра рейтинг консерваторов заметно подскочил. Это вызвано переходом (или возвращением) к ним сторонников новой Партии Brexit, созданной радикальным евроскептиком Найджелом Фаражем.
Цель Бориса Джонсона противоположна намерениям Джереми Корбина. Премьер-министр хотел бы либо не допустить досрочных выборов, либо, если закон против "жесткого" Брекзита все же будет принят, наоборот - провести эти выборы поскорее (BBC называет дату 15 октября). У консерваторов в этом случае есть шанс победить и заручиться в будущем парламенте стабильным большинством.
Между тем официальный представитель Еврокомиссии Мина Андреева на днях назвала no deal Brexit "очень реальной возможностью", а европейские дипломаты признают, что переговоры с Лондоном зашли в тупик.