Ультиматум, выдвинутый на днях лидером ФИДЕС-ВГС Орбаном, истекает в четверг. В случае отказа правительства уйти в отставку в пятницу его партия планирует провести в Будапеште первую манифестацию, сообщает ИТАР-ТАСС.
Накануне Орбан дал понять, что митинг будет напоминать по масштабам и настроению масс "манифестации периода смены общественного строя в стране". Митинг должен вселить в его участников чувство свободы. Венгерский народ, заявил Орбан, "выразил свое отношение к политике правительства на выборах в местные органы власти". ФИДЕС-ВГС настроен решительно.
Известный политолог Габор Терек считает, что оппозиция в своем стремлении завоевать власть в конституционном плане находится "на грани допустимого". Даже в рядах оппозиционной партии не все относятся однозначно к идее ее лидера о начале массовой кампании протеста. Так, один из известных оппозиционных политиков, бургомистр города Дебрецен Лайош Коша отметил в связи с предстоящей манифестацией, что это "вынужденная, но далеко не самая лучшая мера". "Создавшуюся ситуацию разрешить с позиций силы просто невозможно". Конституционные средства находятся в руках Венгерской социалистической партии, поэтому "необходимо провести переговоры с социалистами", подчеркнул Коша.
Напомним, акции протеста начались в столице Венгрии в ночь на 19 сентября, когда толпа захватила здание государственного телевидения и подожгла несколько автомобилей. Нападению подвергся также памятник советскому воину. За время событий в Будапеште арестованы более 240 человек, которые, по мнению оппозиции, должны считаться политическими заключенными.
Поводом для массовых манифестаций в Венгрии послужило признание главы правительства Ференца Дюрчаня о том, что кабинет министров искажал реальное положение дел в экономике. Заявление премьер-министра вызвало бурные протесты против его политики.
На прошедших в минувшее воскресенье выборах в местные органы власти правящие партии Венгрии потерпели поражение. Правые силы получили большинство мест практически во всех областных собраниях депутатов. Социалисты смогли сохранить посты глав городских администраций лишь в некоторых крупных городах.