Информацию о предательстве Станишича первой опубликовало влиятельное американское издание The Los Angeles Times. Приведенные в статье аргументы выглядят убедительно, считает "Российская газета": сведения предоставил офицер ЦРУ Уильям Лофгрен, который в 1992 году и завербовал Станишича.
В течение нескольких лет главный разведчик Сербии делился с ЦРУ секретной информацией, в том числе объяснял, какие стратегические объекты натовской авиации следует бомбить в первую очередь. При этом Станишич был "идейным" шпионом - он никогда не брал у американцев денег за свои услуги.
В ходе тайных встреч, происходивших на речных судах и конспиративных квартирах, Станишич и Лофгрен обменивались деталями о деятельности режима Милошевича. Руководитель сербской разведки обеспечивал ЦРУ информацией о местонахождении целей для НАТО, помогал оперативникам в поисках массовых захоронений и формировании сети тайных баз в Боснии.
Станишич мог признаться сам, испугавшись пожизненного срока
Возможно, тайная работа Станишича так и осталась бы тайной, если бы Международный трибунал в Гааге не обвинил его в совершении целого ряда военных преступлений. В частности, экс-руководителю сербской разведки приписали организацию карательных отрядов, которые убивали мусульман во время войны в Боснии в 1992-1995 годах.
Как утверждают сербские издания, Станишич, столкнувшись с перспективой получить пожизненный срок, обратился за помощью к своим американским покровителям. В ответ руководство ЦРУ предоставило трибуналу секретную документацию, которая доказывает, что сербский разведчик в немалой степени способствовал продвижению американских интересов на Балканах и установлению мира в Боснии.
Карьера Станишича закончилась в 1998 году, когда Милошевич заподозрил его в подготовке заговора и отправил в отставку. Вместе с тем экс-глава сербской службы госбезопасности Горан Петрович утверждает, что Станишич ничего не делал в обход Милошевича и опубликованные сведения не могут быть правдой.
Сам Станишич пока никак не прокомментировал разоблачительную статью. По официальной версии, его молчание связано с состоянием здоровья - в минувшем году трибунал, руководствуясь медицинскими соображениями, даже освободил бывшего начальника сербской разведки из-под стражи на несколько месяцев.